Война Израиля с Хамасом усугубила существующие международные разногласия, возникшие из-за войны на Украине, где обе стороны стремятся углубить все более поляризующийся паттерн глобального выбора сторон.
«Хамас и Путин представляют собой разные угрозы, но их объединяет одно: они хотят полностью уничтожить находящиеся у себя по соседству демократии», заявил Байден в своем выступлении в Овальном кабинете, а европейские союзники Вашингтона, которые поддерживают Украину, приехали в Израиль чтобы выказать поддержку и этим закрепить свой выбор одной из сторон.
Китай и Россия также попытались «сплотить ряды», заявив, что намерены заняться «тесной координации усилий» по разрешению кризисов на Ближнем Востоке. Заместитель министра иностранных дел России Михаил Богданов встретился со спецпредставителем Китая по Ближнему Востоку Чжай Цзюнем в Дохе в тот же день, когда состоялось выступление Байдена – 20 октября.
Россия также укрепляет отношения с Ираном. Министр Лавров посетил президента Ирана Эбрагима Раиси в Тегеране 24 октября, чтобы «и далее выстраивать их многогранное партнерство», говорится в заявлении МИД России.
Иран поддерживает заклятого врага Израиля — ливанскую Хезболлу, одновременно поставляя России дроны-камикадзе «Шахед», которые та использует в украинском конфликте. По сообщениям, с 23 октября Россия начала применять иранские беспилотники нового типа «Италмас», которые имеют большую дальность и их труднее обнаружить.
Дипломатия, военные технологии и деньги тесно связаны. Украина во многом полагалась на помощь Запада. По данным аналитического центра Совета по международным отношениям, США в период с 24 февраля прошлого года по 31 июля этого года потратили почти 77 миллиардов долларов на помощь Украине, и сейчас Байден пытается добиться от Конгресса выделения на эти же цели дополнительных 60 миллиардов. ЕС с начала войны потратил 82 миллиарда евро.
Часть этих денег поступила в форме высокотехнологичных вооружений, которые предоставили Украине преимущество.
В этом месяце Украина начала использовать американские ракетные комплексы ATACMS. Путин сказал что это «только продлит агонию», однако Украина использовала ATACMS для нанесения ущерба как минимум пяти российским вертолетам на луганском аэродроме, и позже дополнительно нанесла ущерб аэродрому в Бердянске.
Также у Путина растут финансовые трудности. В понедельник британская военная разведка сообщила, что он увеличил расходы на оборону в следующем году на 68 процентов, до 82 миллиардов долларов, или 6 процентов ВВП, возможно, для покрытия возросших расходов на медицинское обслуживание и пенсионное обеспечение солдат.
На прошлой неделе глава военной разведки Эстонии Антс Кивисельг оценил запасы артиллерийских снарядов России в четыре миллиона снарядов, что позволит ей продолжать войну «малой интенсивности» еще в течение года. По его словам, российские военные в настоящее время выпускают от 10 до 15 тысяч снарядов в день, что значительно ниже темпов стрельбы летом 2022 года, когда расходовалось от 45 до 80 тысяч снарядов ежедневно.
До сих пор, «чужой среди своих» в западном альянсе была Венгрия, чей премьер-министр Виктор Орбан в этом месяце приезжал в Китай, чтобы отметить годовщину инициативы Пояс и Путь, и там встретился с Путиным, таким образом поддержав существующую связь между Россией и Венгрией. По возвращении Орбан сравнил членство в ЕС с советской оккупацией.
Брюссельская модель либеральной демократии не подходит Венгрии, заявил он. «К счастью, Брюссель это не Москва. Москва была трагедией. Брюссель — это просто плохая современная пародия», сказал Орбан гостям в городе Веспрем.
Венгрия также с наибольшей неохотой из стран-членов ЕС отнеслась к отказу от импорта российской нефти в декабре прошлого года.
Ранее посол США в Венгрии Дэвид Прессман заявлял что Соединенные Штаты обеспокоены отношениями Венгрии с Россией.