Путинская Россия в перспективе

Во вторник, 11 июня, Австралийский институт международных отношений принимал Питера Теша — бывшего посла Австралии в Российской Федерации (2016-2019 гг.), а затем заместителя министра обороны, который контекстуализировал Россию и Путина в условиях нынешней войны на Украине. Он поделился своими мыслями и убеждениями, сложившимися за 40 лет изучения русского языка, истории, культуры, политики, а также в результате неоднократных визитов и периодов жизни и работы как в СССР, так и в Российской Федерации. Заметив, что Кремль критикует своих критиков как русофобов, он указал, что является «кремлинофобом» и «русофилом», тепло отозвавшись о стойкости и человечности русского народа.

Современная идентичность и амбиции России определялись четырьмя неизменными историческими темами: авторитаризм, духовность, исключительность (ощущение статуса России и служение более великим божественным целям, чем менее значимые государства) и конвульсии (обширная история политических потрясений, восстаний и революций в стране и на ее периферии). Главным стремлением России было достижение паритета с США, поиск способов разрушить международный мировой порядок и, как следствие, подорвать гегемонию и альянсы США. Одновременно с этим, Путин мотивирован стремлением к личному превосходству среди своих предшественников-экспансионистов, самыми известными из которых были Иван Грозный, Петр Великий и Екатерина Великая. Для Путина и многих россиян распад Советского Союза остается трагедией и сохраняется общее желание вернуть некогда большое влияние на мировой арене.

Эта мотивация вылилась в «безграничную» дружбу с Китаем и регулярным попыткам подорвать международный порядок, особенно это видно в войне на Украине. Теш подчеркивает, что Китай опирается на стабильность, проецируя международное влияние, тогда как Россия «всегда искала безопасности в дестабилизации других».

Далее Теш обратился к ключевым мифам Кремля, касающимся украинского конфликта, прежде всего к идее о том, что Россия отвечает на расширение НАТО на восток. Он указал, что российские власти и самого Путина не беспокоило расширение НАТО в начале 2000-х годов. Они считали, что такие новые государства как Словакия, истощат ресурсы НАТО, мало что дав альянсу взамен. Только после присоединения Крыма Россией НАТО повысило свою боеготовность. Теш также поставил под вопрос версию о том, что Россия объединилась с Глобальным Югом против колониализма, указав богатую империализмом историю самой России.

Из аудитории звучали вопросы об ударах Украины по российской системе раннего предупреждения: учитывая, что эта система создавалась для предупреждения России о надвигающейся американской ракетной атаке, увеличит ли ее разрушение риск ядерной войны? Теш считает это преувеличением. Не стоит вот так просто отметать ядерную риторику Кремля, но этой саблей махали уже больше 50 раз с начала вторжения на Украину два года назад. Хотя и не стесняясь на прямые действия, Путин все же как правило расчетлив и не склонен к риску. Возможно, он проведет ядерные испытания в качестве демонстрации, но военная полезность такого шага далеко не очевидна. Это вызовет еще большую критику и сопротивление, возможно, в том числе со стороны Китая, который сочтет это серьезным дестабилизирующим шагом.

На вопрос о тихоокеанских амбициях России, Теш ответил, что, хотя Россия прекрасно осознает важность своего Тихоокеанского региона и проводит все более глубокую совместную военную деятельность с Китаем, восток России в настоящее время не является приоритетом для Кремля. Говоря об отношениях России с Китаем, он отметил растущий дисбаланс сил, о котором Россия хорошо осведомлена. Большая часть востока России была территорией Китая до 1860 года. До сих пор Россия остается осторожной и не поддавалась китайским запросам стратегического характера, вроде продажи Китаю пахотных земель на Дальнем Востоке России.

Отвечая на вопрос о восприятии Запада в России, Теш заявил, что исторические дебаты западников и славянофилов осложняются цензурой. Нет безопасных мест для выражения прозападных взглядов. Он утверждал, что в интересах Запада избегать упрощенной антироссийской позиции и вместо этого сосредоточиться на привлечении народа России новыми идеями.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий