Йемен представляет собой классический случай яростного сопротивления в рамках формирующегося многополярного мира. И интересно исследовать, где в этой борьбе чемпион многополярности Россия.
Что приводит нас к любопытному кейсу двух йеменских делегаций, недавно посетивших Москву.
Во время одного из них йеменцы заверили россиян, что их морские операции «не представляют угрозы международному судоходству, а скорее поддерживают палестинский народ и являются ответом на американские и британские авиаудары по Йемену».
В Омане, ожидая получения российских виз, эта делегация встретилась с другой йеменской группой: назовем ее геоэкономической делегацией. Ее возглавлял д-р Фуад аль-Гаффари, специальный советник премьер-министра Йемена д-ра Абдулазиза Салеха бин Хабтура.
Хабтур — ведущий йеменский интеллектуал и автор замечательной книги «Неустрашимый: Йемен перед лицом решающего шторма», в которой освещаются ключевые детали войны, начатой в 2015 году «враждебной коалицией из 17 стран». Сейчас война еще далека от завершения. Йемен сильно страдает. Призрак большого голода не исчез, поэтому цель делегации доктора Гаффари гуманитарная и связана в первую очередь с продовольственной безопасностью.
Он рассказал, что Йемен ожидает получить от министерства Сельского хозяйства России:
У нас есть продукты питания для экспорта и импорта в Россию и из нее. Мы могли бы создать судоходную линию между Россией и Йеменом.
Я хотел бы подчеркнуть важность развития связей в сфере продовольственной безопасности между нами и Россией. Нам нужен российский опыт. У нас в Йемене есть особые продукты, которые мы хотели бы экспортировать.
Мы хотим получать российскую продукцию, а не продукцию из Европы.
Гаффари добавляет: «Некоторые российские товары сейчас поступают в Йемен, но не напрямую. Они прибывают из стран Персидского залива или из Африки. Сейчас, после 96 лет российско-йеменских отношений, Йемен позиционирует себя как хороший игрок в нашем регионе. Пришло время БРИКС объединиться и дать отпор американской модели».
Далее доктор Гаффари объясняет:
Цель – заключить с Москвой сделку. У нас есть видение, которое мы хотим объяснить, как объединить север и юг Йемена одной железной дорогой. 15 лет назад у РЖД уже был здесь проект. Мы можем привести инвестиции инвестиции в нефть, газ и сельское хозяйство в морские порты.
По его словам, в Москве также обсуждалась подача заявки Йемена на членство в БРИКС:
Мы тесно сотрудничаем с БРИКС уже 10 лет, и верим что у нас есть шанс стать членом блока. Мы хотим работать с БРИКС.
Итак, делегация доктора Гаффари посетила Россию с несколькими целями: изучить возможность создания совместной сельскохозяйственной компании, обсудить возможности импорта и экспорта и методы доставки, ознакомиться с российским опытом в блокировке западных товаров; представить на российском рынке йеменскую продукцию, особенно кофе, мед и хлопок. Кроме этого, обсудить строительство одной из йеменских плотин.
Но главной целью было обсуждение возможности участия представителя от Йемена в предстоящем саммите БРИКС. «Мы поддерживаем Россию. Россия должна иметь полную картину того, что происходит в Йемене».
Москва, Пекин и Тегеран, безусловно, согласятся. И здесь вмешается жесткая геополитическая реальность. Российская Федерация, вынужденная защищать крайне хрупкий геополитический баланс между Ираном и Саудовской Аравией внутри БРИКС, возможно, все еще далека от того, чтобы решить йеменскую головоломку.
Пепе Эскобар