Если автор книги «Асад: Триумф тирании» Кон Кафлин прав, основной мотивацией вмешательства Путина в Сирию в 2015 году была защита двух российских военных баз. Сам Путин никогда не любил Асада и «считал его некомпетентным дураком»; он вмешался и спас Асада, послушав советников, «чтобы спасти» военные базы.
Вполне возможно, что сомнения Путина в способностях Асада, если таковые были, могли еще более усилиться, когда последний отказался примириться с президентом Турции Эрдоганом и рассмотреть варианты политических решений, позволяющих закончить гражданскую войну.
Более того, Путин, по слухам, все больше сердился из-за нежелания Асада хоть как-то договориться с оппозицией. Поэтому на международной конференции в Дохе 7 декабря Сергей Лавров мало что сделал, чтобы предотвратить крах Асада, и, похоже, умыл руки относительно режима. 6 декабря Россия отозвала свои войска и дипломатов и начала вывод войск.
Имеются сообщения о том, что представители российских властей сообщили, что у Москвы нет планов по спасению сирийского президента, а Владимир Путин, как говорят, возмущен сообщениями о бегстве войск режима со своих позиций.
Свежеизбранный президент Трамп написал в своем посте в Truth Social, что Россия больше не заинтересована в защите сбежавшего Асада и что у России вообще нет причин там находиться. Они потеряли всякий интерес к Сирии из-за Украины, где война может продолжаться вечно, считает он.
И если это правда, то Путин, возможно, поступил мудро, сохранив открытыми каналы связи с сирийскими повстанцами и оппозицией еще до того как Асад был свергнут.
Он мог обеспечить безопасность Асада и его семьи, предоставив им политическое убежище «по гуманитарным соображениям», но также сделал все возможное, чтобы сохранить интересы России в Сирии.