
Германия разработала секретный 1200-страничный план под названием OPLAN DEU на случай войны с Россией. Этот документ перестал быть теоретическим упражнением и теперь реализуется с высокой скоростью после вторжения России на Украину в 2022 году.
Стратегия предполагает мобилизацию не только армии, но и всей страны — от частных компаний до гражданских служб. Перед Германией стоит задача обеспечить перемещение, питание и защиту до 800 тысяч солдат НАТО по своей территории, несмотря на изношенные мосты, узкие железнодорожные узлы и устаревшие законы.
«Просто посмотрите на карту, — говорит Тим Штукте из Бранденбургского института общества и безопасности. — Любой ответ НАТО на агрессию России неизбежно пройдёт через Германию. Альпы блокируют южное направление».
Компания Rheinmetall уже провела учения: за 14 дней она развернула лагерь на 500 военных с душевыми, кухней, заправками и дроновой охраной. Но и в этом проекте выявились слабые места — например, нехватка единого участка земли и отсутствие светофора, из-за которого застревали военные колонны.
Инфраструктура времён холодной войны, включая автобаны, пригодные под взлётные полосы, сейчас сильно изношена. По оценкам Берлина, каждый пятый участок автомагистралей и более четверти мостов требуют срочного ремонта. Порты Северного и Балтийского морей нуждаются в модернизации на 15 миллиардов евро.
Один из инцидентов в 2024 году показал, насколько хрупка логистика: грузовое судно дважды за несколько месяцев сбило железнодорожный мост над рекой Хунте. Это прервало единственную железнодорожную связь с портом Норденхам — ключевым пунктом доставки боеприпасов на Украину. Хотя следов диверсии не нашли, переброска грузов в Польшу заняла недели.
«Многие порты связаны с внутренними районами всего лишь одной железнодорожной веткой, — отметил Хольгер Баник, глава гаваней Нижней Саксонии. — Это уязвимое место».
После вторжения на Украину канцлер Олаф Шольц объявил о создании фонда перевооружения в 100 миллиардов евро и назвал это «поворотным моментом». Бундесвер воссоздал Территориальное командование и начал внедрять OPLAN DEU, привлекая больницы, полицию и аварийные службы.
На учениях «Красный шторм Браво» в Гамбурге колонна из 65 машин должна была пройти через город. Но манёвр остановили «протестующие» — резервисты, приклеившиеся к асфальту. Полиция не смогла их отодрать из-за отсутствия нужных растворителей. Колонна преодолела всего шесть миль за восемь часов.
«Наша цель — предотвратить войну, показав противнику, что его атака обречена на провал», — заявил один из разработчиков плана.
До 2029 года Германия планирует вложить 166 миллиардов евро в инфраструктуру, из них свыше 100 миллиардов — в железные дороги. «Мы должны заново освоить то, чему разучились, — сказал заместитель министра обороны Нильс Шмид. — Придётся звать на помощь пенсионеров, чтобы они напомнили, как мы действовали раньше».


