
Недавно с площадки 31 космодрома Байконур в Казахстане стартовала ракета «Союз», доставив на Международную космическую станцию двух российских космонавтов и одного астронавта НАСА. Сам полёт прошёл без происшествий, однако запуск нанёс такой ущерб стартовому комплексу, что Россия, возможно, завершила свою многолетнюю эпоху пилотируемых космических миссий.
По данным Ars Technica, перед стартом не был закреплён 20-тонный сервисный мостик, с которого инженеры обслуживают двигатели ракеты. Тяга «Союза» сбросила эту конструкцию прямо в огневую траншею, полностью выведя стартовую площадку из строя на неопределённый срок.
Площадка 31 — единственная, которой располагает «Роскосмос» для запуска как пилотируемых кораблей «Союз», так и грузовых «Прогресс». Без неё Россия утратила возможность отправлять экипажи и грузы на МКС. Власти утверждают, что восстановят комплекс в кратчайшие сроки, но независимые наблюдатели скептически оценивают эти обещания.
Помимо давно известных проблем с коррупцией и неэффективным управлением, значительная часть ресурсов, которые могли пойти на ремонт, сейчас уходит на ведение войны на Украине. К этому добавляются западные санкции, введённые в ответ на агрессию. Всё вместе ставит под сомнение способность страны, когда-то отправившей в космос первый спутник и первого человека, вернуться к пилотируемым полётам в обозримом будущем.
Россия явно не похожа на SpaceX, которая быстро восстанавливается после подобных аварий. Отключение российской составляющей уже начинает сказываться на работе МКС: грузовики «Прогресс» регулярно поднимают орбиту станции и разгружают её гироскопы.
Хотя перезапуск орбиты могут осуществлять Dragon от SpaceX и Cygnus от Northrop Grumman, гораздо сложнее обстоит дело с дозаправкой российских двигателей на станции, которые нужны для уклонения от космического мусора. Создание новой системы дозаправки — серьёзная техническая задача. Можно ли запускать «Прогресс» на Falcon 9? Возможно ли переделать Cargo Dragon в танкер? Хочется верить, что инженеры SpaceX уже над этим работают.
Произошедшее также поднимает более широкий вопрос — о месте России в современном мире. Путин стремится представить себя новым Петром Великим. Тот действительно превратил Россию в мировую державу, сочетая военные победы над шведами и турками с тесным сотрудничеством с Англией и Голландией и активным заимствованием западных знаний.
Сегодняшняя Россия, напротив, увязла в конфликте на Украине, тратя людские и материальные ресурсы, которые могли бы пойти на развитие космической отрасли. При этом Кремль оттолкнул от себя Запад и лишился тех союзов, которые могли бы принести пользу. Инцидент с предполагаемым копированием документов SpaceX российским космонавтом Олегом Артемьевым также не способствовал улучшению отношений.
Как Путину выбраться из создавшегося тупика — вопрос непростой. Возможно, ответ придётся искать его преемнику.
Тем временем роль SpaceX неожиданно выросла до беспрецедентного уровня. Crew Dragon теперь остаётся единственным кораблём, способным доставлять людей на станцию и обратно. Других вариантов пока не видно, разве что Boeing Starliner заработает стабильно.
Несмотря на впечатляющие успехи SpaceX, полагаться лишь на одного поставщика услуг пилотируемых полётов — рискованно. Нужны альтернативы, но где их искать?
Компания Джеффа Безоса Blue Origin привлекает внимание запуском ракеты New Glenn и готовящимся лунным посадочным модулем Blue Moon. Возможно, основатель Amazon расширит свою деятельность и в сферу пилотируемых космических кораблей.
Ещё один кандидат — индийская программа «Гаганьян». На данный момент там успешно проведены испытания парашютов. После серии беспилотных запусков капсула должна вывести космонавтов на низкую околоземную орбиту в первом квартале 2027 года.
Таким образом, подъём Индии как космической державы может совпасть с закатом российской пилотируемой космонавтики.


