
Зеленский заявил, что готов отказаться от вступления в НАТО в обмен на надёжные, законодательно закреплённые гарантии безопасности от США и Европы. Этот шаг отвечает давнему требованию Москвы, однако Россия настаивает на включении себя в любую систему гарантий и требует признания захваченных территорий.
Москва уже нарушала аналогичные обязательства — в 1994 году, подписав Будапештский меморандум, она обязалась уважать суверенитет Украины, но в 2014 и 2022 годах аннексировала Крым и начала полномасштабное вторжение. Для Кремля сегодняшний конфликт — не только геополитическая борьба, но и попытка доказать, что Россия остаётся великой державой.
Несмотря на колоссальные потери — более 200 тысяч убитых и раненых за год и завоевание менее одного процента территории, — Россия продолжает наступления. Это связано не столько с военными целями, сколько с внутренней потребностью избежать признания поражения, особенно от страны меньшего размера.
Мир без территориальных приобретений равен признанию упадка — и пока Запад поставляет Киеву оружие, Москва не может добиться решительной победы, но и не пойдёт на уступки, которые подорвут её статус.
Путин рассчитывает использовать переговоры с Трампом для легитимации завоёванных земель, но ни Киев, ни Европа не согласятся на сделку, легализующую агрессию, — а без этого Россия предпочитает затягивать войну, лишь бы не выглядеть побеждённой.
Доктор Манодж Кумар Мишра — старший преподаватель политологии в автономном колледже С.В.М. (Одиша, Индия). Ранее он работал координатором программ в Школе международных исследований Университета Равеншоу. Имеет PhD по международным отношениям от Университета Хайдарабада.


