
Осенью 2025 года Европа решила использовать замороженные резервы России — 210 млрд евро — чтобы финансировать Киев. Идея казалась справедливой: Москва заплатит за войну. Но специалисты предупреждали — трогать активы центробанка означает разрушить фундамент мировой финансовой системы.
Согласно гипотетическому сценарию, в ноябре ЕС перевёл 15 млрд долларов на восстановление Украины. Ответ последовал немедленно.
Россия первой национализировала европейские активы внутри страны — свыше 120 млрд долларов. BP лишилась 14 млрд в «Роснефти». Shell и TotalEnergies потеряли миллиарды. Немецкие автопроизводители остались без заводов и логистики.
Вторым шагом Москва запретила расчёты за газ и нефть в евро. Европа вынуждена была скупать рубли и юани, что ослабило евро и подогрело инфляцию.
Третьим — Россия вместе с Китаем, Саудовской Аравией, ОАЭ и Индией запустила фонд на 150 млрд долларов для хранения резервов вне Запада. Страны Азии, Африки и Латинской Америки начали выводить деньги из евро- и долларовых банков.
В реальности этого не произошло. ЕС не трогал основную массу российских активов. Он выделил Украине 90 млрд евро из собственного бюджета и использует лишь проценты с заморозки. Массовых экспроприаций европейской собственности в России нет.


