Российское возрождение на Ближнем Востоке?

s1.reutersmedia.netСудя по всему, Россия пытается обратить себе на пользу напряжение, возникшее в последнее время между Соединёнными Штатами и их наиболее важными арабскими союзниками — Египтом и Саудовской Аравией. На прошлой неделе российские министры иностранных дел и обороны встретились в Каире со своими египетскими коллегами. А за несколько дней до этой встречи президент Владимир Путин связывался с королём Саудовской Аравии для обсуждения региональных и международных вопросов, интересующих обе стороны.

На первый взгляд кажется, что позиции Москвы на Ближнем Востоке улучшаются. Отношения саудитов и египтян с Вашингтоном становятся всё более прохладными, в то время как поддерживаемая Россией Сирия получает военное преимущество для борьбы с повстанцами, за которыми стоят США. Кроме того, после прихода к власти реформатора Хасана Рухани, улучшилось и положение союзника Москвы Ирана.

«Арабская весна помогла России возродить свой политический капитал в этом регионе», написал корреспондент  BBC Франк Гарднер. Однако это утверждение представляется упрощённым и неточным.

Египет

В Каире визит российских официальных лиц назвали «историческим», а представитель Министерства иностранных дел в Москве сказал, что переговоры прошли на высочайшем уровне «за всю историю наших дружеских отношений». Визит в Каир состоялся через месяц после того, как Вашингтон вызвал раздражение египетской стороны, удержав часть ежегодной военной помощи, когда армия свергла президента Мухаммеда Мурси.

Сразу после этого возникли предположения, что Каир попытается заполнить образовавшийся вакуум, обратившись к Москве, и что возможно возобновление тесных связей, которые существовали между этими странами во время Холодной войны.

Однако, несмотря на осложнение отношений с Соединёнными Штатами, министр иностранных дел Египта Набиль Фахми продолжает настаивать, что его страна не пытается найти замену единственной мировой супердержаве.

В сложившихся обстоятельствах такое было бы невозможно. Вне зависимости от сокращения размеров помощи, Вашингтон остаётся для Каира главным военным и экономическим донором. Кроме того, США обладает огромным влиянием на Всемирный банк и Международный валютный фонд, в помощи которых Египет нуждается для поддержания своей разваливающейся экономики. Фахми понимает, что дальнейшее осложнение отношений может «негативно отразиться на всём регионе».

Даже в наиболее интересной для Каира области (военные поставки) потенциал Москвы ограничен. Результатом последнего визита стало предложение России о продаже современных истребителей, вертолётов и систем противовоздушной обороны на сумму в два миллиарда долларов. Однако Египет рассчитывал получить от России военной техники на четыре миллиарда долларов, чтобы перекрыть недостаток американской военной помощи.

«С момента свержения Мурси в июле, египетская экономика выживает благодаря международной помощи», написала Al Arabiya. «Продолжающиеся волнения оказали негативное влияние на различные сектора экономики и опустошили государственный бюджет». Москва получает клиента с почти пустыми карманами.

Более того, у России нет ни желания, ни ресурсов предоставлять Каиру ту военную помощь, которой его обеспечивал Вашингтон с момента подписания в 1979 году мирного договора между Египтом и Израилем. Россия преследует коммерческие интересы, в то время как мотивы США распространяются гораздо шире.

Некоторые аналитики называют разворот Египта в сторону России «политическим флиртом». Вполне вероятно, что Каир действительно скорее пытается заставить своего нынешнего партнёра «ревновать», чем стремится разорвать отношения.

Саудовская Аравия

Эр-Рияд был сильно раздражён тем, что он считает недостаточной поддержкой Вашингтоном сирийской оппозиции, а также его примирительным тоном в отношении Ирана после избрания Роухани. Чтобы смягчить возникшую напряжённость на прошлой неделе Керри посетил Саудовскую Аравию, чтобы убедить руководство страны, что двусторонние отношения должны развиваться «в прежнем русле».

Однако если бы Путин попытался извлечь из этой ситуации пользу, его ждало бы большое разочарование. Эр-Рияд выражал гораздо большее неодобрение той поддержке, которое Россия оказывает властям Сирии и иранской ядерной программе.

Кроме того, Саудовская Аравия является вторым по величине поставщиком нефти для США. А поскольку доходы от нефти составляют 92,5 процента поступлений в казну королевства, сохранение хороших отношений с Вашингтоном остаётся для Саудовской Аравии жизненно важным вопросом. Россия не может заменить США в этом отношении.

Сирия

Несмотря на то, что президент Башар Асад, вероятно, одерживает верх в сирийском конфликте, положение страны оставляет желать много лучшего: и экономическое, и политическое, и социальное. По этой причине пользы от него России (в отношении способности торговать, покупать оружие и т.д.) очень немного.

Более того, Ассад «прекратил платить по счетам несколько месяцев назад, так что он не может считаться надёжным клиентом», сказал президент Центра Национальных интересов Дмитрий Саймс. «Он не в состоянии покупать российское оружие».

Иран

Международные санкции подорвали экономику Ирана и вынудили страну развивать собственную военную промышленность. Оба эти фактора ограничивают те выгоды, которые Россия могла извлечь из отношений с этим своим союзником. Некоторые аналитики считают, что если текущие переговоры по поводу иранской ядерной программы увенчаются успехом, это может быть выгодно России.

Однако на самом деле успех этих переговоров окажется гораздо выгоднее западным странам, которые смогут вновь вести свой бизнес с Тегераном. Это означает, что российские компании, сотрудничающие в настоящее время с Ираном, встретятся с серьёзной конкуренцией и не факт, что они смогут её выдержать.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий