Иранская сделка и большая игра в Евразии

С тех пор как исламская революция в Иране свергла диктатуру шаха, которого поддерживали США, константой американской внешней политики в отношении Ирана была неприкрытая враждебность. Вашингтон оказывал поддержку бывшему диктатору Ирака Саддаму Хусейну в войне против Ирана в 1980-1988. В 2003 году администрация Буша разрабатывала планы войны с Ираном. С 2011 года США и Европейский Союз подвергли Иран жесточайшему режиму санкций в истории.

iran-nuclear-deal

Впрочем, стратегия США в последнее время изменилась. После провала военной миссии в Афганистане и Ираке, где Вашингтон оказался не в силах подавить повстанческие движения или убедить правительства этих стран подчиниться своей диктатуре, политический истеблишмент США не хочет, чтобы страна втягивалась в новые конфликты на Ближнем Востоке.

В то же время Вашингтон обеспокоен ростом влияния Китая в азиатско-тихоокеанском регионе и во всем мире. [blockquote_fact]Обама одобрил новую стратегию «разворота на Азию», которая направлена на сдерживание растущей роли Китая в регионе, для чего США намерены создать анти-пекинский альянс. [/blockquote_fact]Проамериканская верхушка в Австралии и правительство Синдзо Абэ в Японии, которое готово играть более агрессивную роль в Азии и намерено отменить так называемую «пацифистскую главу» в японской конституции, стали естественными союзниками Вашингтона по этой стратегии.

Украинский кризис привел США и их союзников по НАТО к стратегической и политической конфронтации с Россией. Москва принимает меры по усилению своего военного потенциала, включая разработку новых боевых кораблей, самолетов и ядерных ракет. Кроме того, она продвигает идею интеграции в рамках Евразийского Экономического Союза вместе со своими близкими союзниками, такими как Беларусь, Казахстан, Армения и другими странами.

[blockquote_note]По мнению журналиста Юсуфа Фернандеса, Иран является одним из ключевых участников в этой игре. [/blockquote_note]Эта большая и многонаселенная страна обладает вторыми по величине запасами газа в мире, а объем иранских запасов нефти занимает третье место на планете. Его геостратегическая позиция уникальна. Иран связывает Центральную Азию с Ближним Востоком и Персидским заливом. Тегеран сформировал прочный альянса с некоторыми странами региона, включая Сирию, Ирак и Ливан. Миллионы мусульман в мире являются последователями лидера исламской революции Аятоллы Сейеда Али Хаменеи и других иранских религиозных лидеров. Взаимоотношения Ирана с Африкой и Латинской Америкой также приобретают все большее значение.

В течение десятилетий Вашингтон, которому всегда было известно, что у Ирана нет намерений по созданию ядерного оружия, что подтверждалось различными доказательствами, использовал эту проблему для оказания давления на Тегеран и попыток сдержать его технологическое и экономическое развитие. В последнее время ситуация в мире изменилась и США пытаются сформировать более реалистичный подход к ситуации. Ядерные разногласия с Ираном стали для Америки серьезной проблемой, поскольку они мешают Вашингтону осуществлять свою антикитайскую и антироссийскую стратегию. Это вынудило американскую администрацию искать решение этой проблемы.

Юсуф Фернандес считает, что Иран также превратился в оплот антитеррористической борьбы на Ближнем Востоке. Тегеран поддерживает Ирак, Сирию и Ливан в их схватке с террористическими движениями, спонсируемыми Саудовской Аравией, Катаром и Турцией. Западные страны долгие годы поддерживали усилия этих стран по использованию террористов как своих агентов в войне против дружественных Ирану правительств в регионе, однако сегодня они испытывают страх перед растущей угрозой этих группировок, которые явно намерены нанести удар по Западу. Некоторые западные правительства уже меняют свое отношение к Ирану и Сирии и начинают искать пути сотрудничества с ними в рамках мер борьбы с распространением терроризма.

В то же время американские компании стремятся увеличить свое присутствие на иранском рынке. Они видят в Иране новое Эльдорадо, где можно получать гигантские прибыли. На сегодняшний день китайские, российские и, в меньшей степени, европейские компании, гораздо лучше подготовлены к выгодному сотрудничеству с Ираном после отмены экономических санкций. [blockquote_fact]Американский бизнес пытается изменить положение и вернуться в Иран, однако для этого необходимо, чтобы Вашингтон отказался от односторонних санкций в отношении Тегерана.[/blockquote_fact]

главным препятствием для осуществления этой новой стратегии является израильское влияние и давление сионистского лобби в Конгрессе. Они обладают огромным весом во внешней политике США, однако на сей раз их интересы вошли в противоречие с планами значительной части политического и военного руководства США, а также крупных американских корпораций. Это может привести к их поражению в борьбе против соглашения с Ираном. Демонстрируя явное несогласие с сионистским лобби, крупные издания, такие как Нью-Йорк Таймс и Вашингтон Пост, поддерживают ядерное соглашение и открыто заявляют, что урегулирование отношений с Ираном усилит позиции США в противостоянии с наиболее важными геостратегическими соперниками, такими как Россия и Китай.

В недавно опубликованной в Нью-Йорк Таймс статье известных авторов Майкла Гордона и Дэвида Сангера, обладающих широкими связями в военных кругах и спецслужбах, высказывалась поддержка соглашению с Ираном. Они утверждают, что урегулирование взаимоотношений с Ираном во многих отношениях будет способствовать укреплению позиций США в мире, в особенности – в противостоянии с Москвой и Пекином.

Китай сегодня является крупнейшим экономическим партнером Ирана и наиболее важным внешним инвестором. Россия в течение долгого времени осуществляет крупные поставки оружия в страну. Однако в 2010 году этому партнерству с Россией был  нанесен удар, когда Москва отказалась от выполнения контракта на поставку зенитно-ракетных комплексов С-300, поддержав введенные против Тегерана санкции ООН. Вашингтон надеется, что ядерное соглашение и заинтересованность в сотрудничестве в рамках антитеррористической кампании позволят ему усилить позиции в соперничестве за экономическое влияние в Иране с целью нейтрализовать российское и китайское присутствие в этой стране.

С другой стороны, США по-прежнему нуждаются в России и Китае в качестве посредников в своих взаимоотношениях с Ираном для Вашингтона становится все более проблематичным полагаться на Москву и Пекин в условиях ухудшающихся отношений с ними.

[blockquote_note]Нет никаких сомнений в том, что Китай и Россия вполне осознают эту опасность и предпринимают все меры для сохранения своего влияния в Иране. [/blockquote_note]В январе во время визита российского министра обороны Сергея Шойгу в Тегеран, две стороны подписали новое соглашение о сотрудничестве в военной сфере. Поясняя суть этого договора, иранский министр обороны Хуссейн Дехкан сказал, что у Ирана и России «общая точка зрения на глобальную стратегию США и ее вмешательство в региональные и международные отношения». По его мнению, обе страны нуждаются в сотрудничестве в целях борьбы против террористической опасности.

Через несколько часов после объявления лозаннской сделки, директор Центра анализа мировой торговли оружием в Москве Игорь Коротченко заявил, что [blockquote]снятие санкций с Ирана, включая эмбарго на поставку оружия, является совершенно логичным. Контракт о продаже Ирану зенитно-ракетных комплексов С-300 имеет для нас первостепенное значение… Контракт может быть заключен на взаимно приемлемых для Москвы и Тегерана условиях, [/blockquote] — добавил он.

Россия заявляет о том, что готова продавать военные автомобили, самолеты и корабли Ирану после того, как будут отменены международные санкции. [blockquote]Мы заинтересованы в поставках в эту страну. Мы готовы совместно выработать условия сотрудничества и предложить конкретные совместные проекты[/blockquote] — сказал министр промышленности и торговли России Денис Мантуров в своем выступлении в Красноярске.

Со своей стороны, китайский министр иностранных дел Ван И в феврале также посетил Тегеран с целью расширения экономических и политических связей между странами. Китайский импорт нефти из Ирана вырос в прошлом году почти на 30 процентов и Ван И сказал, что по-прежнему имеется «огромный простор для сотрудничества по энергетическим и индустриальным проектам». [blockquote]Китай готов еще более интенсивно поощрять инвестиции китайских компаний в Иран, их участие в совместном строительстве заводов путем развития индустриальных парков, в соответствии с потребностями Ирана и возможностями Китая[/blockquote] — заявил Ван И.

Министр иностранных дел Китая намерен в апреле нанести визит в Москву, во время которого две страны будут анализировать ситуацию, сложившуюся после достижения сделки Запада с Ираном, а также свои меры по предотвращению усиления американского влияния в Евразии. [blockquote_fact]В настоящий момент Россия и Китай могут открыть для Ирана двери в Шанхайскую Организацию Сотрудничества. [/blockquote_fact]Эта большая организация стремится стать гарантом стабильности, способствовать объединению Евразии и противостоять влиянию США на этом огромном пространстве.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий