Амбиции президента Эрдогана поставили Турцию на грань гражданской войны

Турция находится на грани гражданской войны и экономического коллапса, а её будущее зависит от чрезмерной амбициозности президента страны Реджепа Тайипа Эрдогана.

erdogan

Одержимый манией нео-османского величия, идеологом возрождения которого является бывший министр иностранных дел, а ныне премьер-министр Ахмет Давутоглу, Эрдоган стремится создать, как считают многие, свой собственный халифат, но на его намерениях был поставлен крест курдской Народно-демократической партией на июньских выборах.

Впервые, курдская партия преодолела 10-процентный избирательный порог и с 13 процентами набранных голосов получила 80 мест в турецком парламенте.

Президентской Партии справедливости и развития (ПСР) необходимо абсолютное большинство из 550 мест, чтобы изменить конституцию и закрепить всю полноту исполнительной власти. Получив сокращённое большинство в виде 258 мест, ПСР была вынуждена вести переговоры со светской Республиканской народной партией с целью формирования коалиции, но расклад поменялся — глава делегации ПСР был назначен Эрдоганом, и переговоры закончились безрезультатно. Теперь путь открыт для новых выборов в ноябре, где ПСР надеется вернуть себе абсолютное большинство.

В курдском вопросе Эрдоган в своё время сделал поразительный разворот. В 2005 году в исторической речи в Диярбакыре, курдской столице на юго-востоке Турции, Эрдоган впервые среди турецких лидеров открыто признал сущестование курдской проблемы, а позже в Осло были даже проведены секретные переговоры Национальной разведки Турции MIT с запрещённой Рабочей партией Курдистана (РПК).

Самым важным шагом в мирном процессе стало соглашение, подписанное в  Долмабахче, включающее план из 10 пунктов для решения курдского вопроса, о чём было объявлено в конце февраля. Поэтому стало полной неожиданностью, когда Эрдоган в середине марта заявил, что в Турции никогда не было никакой курдской проблемы, и позже в июле, сразу после выборов, отказался от соглашения.

Эрдоган первоначально рассчитывал на поддержку курдов в проведении  конституционных реформ, но мирный процесс закончился, когда сопредседатель от НДП Селахаттин Демирташ в середине марта заявил Эрдогану: «Мы не позволим вам стать президентом». По возвращении Эрдоган заявил: «Не может быть никаких соглашений с политической партией, которую поддерживает террористическая организация».

Сразу же стали предприниматься шаги, чтобы лишить  представителей курдов в во власти депутатской неприкосновенности для судебного преследования из-за предполагаемых связей с террористами. Соглашение Турции с США, позволяющее американским самолётам использовать авиабазу Инджирлик в южной Турции для нанесения авиаударов против ИГИЛ, расценивалось временным правительством от ПСР как карт-бланш для воздушных ударов по базам  РПК в северном Ираке и на юго-востоке Турции в отместку за нападения боевиков РПК на турецких военных и полицию.

Это встревожило президента США Барака Обаму, который напомнил турецкому правительству, что «соглашение, над которым мы работаем, связано с вопросом: как мы можем закрыть турецко-сирийскую границу для иностранных боевиков? Всё, что мы собираемся делать, основывается на этом».

Его призыв на фоне эскалации насилия в стране, похоже, не был услышан. В то же время, президент Эрдоган благополучно спрятался в новом роскошном дворце, подобно игравшему на скрипке в охваченном пожаром Риме римскому императору Нерону.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий