Stratfor: Россия пересматривает подходы к терроризму

Россия имеет некоторый опыт в области борьбы с терроризмом, особенно на Кавказе, но стремится к расширению круга применяемых мер. Многие рекомендации, представленных в ходе совместного заседания обеих палат российского парламента 20 ноября, сводились к ужесточению наказания террористов и тех лиц, которые помогают им. Лидер партии «Справедливая Россия» Сергей Миронов даже предложил восстановить смертную казнь – весьма спорная инициатива, уже отвергнутая Кремлём. В качестве других мер обсуждалось повышение безопасности массовых мероприятий и транспортных узлов (например, аэропортов и вокзалов), которые в прошлом уже становились мишенями террористов. Исторически сложилось так, что контртеррористическая деятельность России была сосредоточена на собственных мусульманских республиках, Чечне и Дагестане. Однако, учитывая, что нынешняя угроза исходит из-за рубежа, многие российские законодатели поспешили предложить меры, предусматривающие аннулирование загранпаспортов, выданных российским гражданам, которые посещают такие горячие точки, как Сирия и Ирак.

Подпись к изображению: Российские законодатели на совместном заседании обеих палат российского парламента, 20 ноября
russia-security-meeting

Ранее ФСБ уже применяла подобные меры. Когда нынешний президент Владимир Путин возглавил ФСБ в 1998 году, он расширил полномочия ведомства в борьбе с угрозами на Северном Кавказе. Став президентом, Путин стремился сбалансировать деятельность ФСБ и других служб разведки и безопасности. Но на сегодняшний день, учитывая существующие угрозы и сложившиеся обстоятельства, ФСБ, вероятно, будет стараться расширить круг своих функций и полномочий.

Консолидируя власть

ФСБ стремится укрепить своё влияния в целом ряде областей. Во-первых, она хочет получить больше контроля над Следственным комитетом. Нередко ФСБ оказывала серьёзное воздействие на Следственный комитет, и теперь она хочет получить формальное право делать это.

Во-вторых, ФСБ стремится усилить влияние на смежную структуру безопасности, Службу внешней разведки (СВР), которая осуществляет надзор за разведывательными операциями вне пределов России. Полномочия ФСБ распространяются на угрозы внутри России и пограничных областей, однако нынешняя опасность центру России, исходящая из конфликтных зон, например, из Сирии, может позволить ФСБ проникнуть в вотчину смежного ведомства.

В-третьих, ФСБ весьма заинтересована в получении более широкого доступа к входящей в состав России Чеченской Республике. ФСБ и президент Чечни Рамзан Кадыров долго боролись за контроль над обеспечением безопасности и разведывательными операциями в этой кавказской республике, причём в последние годы Кадыров блокировал многие действия ФСБ. Смерть известного лидера оппозиции Бориса Немцова в 2015 году едва ли способствовала налаживанию отношений между ФСБ и властями Чечни. Теперь ФСБ запросто может использовать угрозу просачивания боевиков ДАИШ через Чечню и в целом Северный Кавказ, чтобы расширить свои полномочия в регионе.

Ещё одним внутренним следствием возобновившегося внимания России к терроризму и внешним угрозам может стать всплеск ксенофобских или националистических движений. Национализм уже достиг в России рекордных отметок в результате украинского кризиса, антироссийских санкций и присоединения Крыма. Российскому правительству удалось использовать произошедшее, чтобы значительно повысить уровень поддержки населения, в результате чего рейтинг Путина в настоящее время составляет около 89 процентов. В прошлом уже случалось так, что националистические настроения быстро перерастали в движения, направленные против мусульман или иностранцев. Так, после прогремевшего в автобусе взрыва в 2013 году в Поволжье были созданы негосударственные военизированные формирования, которые, в конечном счете, принялись преследовать проживающих в регионе мусульман. В 2011 году в Москве и других крупных городах проводились многотысячные акции протеста под лозунгом «хватит кормить Кавказ» для оказания давления на Кремль с целью сократить федеральные субсидии мусульманских республик Кавказа. И нынешняя сосредоточенность правительства на терроризме ДАИШ в Ираке и Сирии может легко вылиться в антимусульманскую реакцию по всей России.

Кроме того, Кремль может легко использовать прикрытие из рассуждений о безопасности в качестве предлога для усиления контроля и обуздания оппозиционных групп или других неугодных лиц, учитывая, что в 2016 году в России пройдут парламентские выборы. Кремлю особенно важно предотвратить какие бы то ни было успехи несанкционированных групп или лиц в условиях экономической и политической неопределённости. Стремление Кремля к усилению контроля стало очевидным в ходе местных выборов 2015 года, когда антиправительственные кампании и движения были расстроены прежде, чем могли набрать силу.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий