23 февраля Илья Яшин представил экспертный доклад «Угроза национальной безопасности», посвященный Рамзану Кадырову и его режиму в Чечне. В своём жёстком, хотя и достаточно поверхностном докладе Яшин изобличает Кадырова, обвиняет его в незаконном обогащении, создании собственных вооруженных сил и даже организации убийств.
Но сегодня речь пойдёт не о самом докладе. На фоне публикации доклада выделяется то, с каким пиететом как Кадыров так и Яшин отзываются об одном человеке. Этот человек — Вячеслав Володин. Напомним, что руководитель Чечни входит в десятку самых эффективных губернаторов, по мнению близкого Кремлю Фонда развития гражданского общества и тесно связан с первым заместителем руководителя Администрации Президента Вячеславом Володиным, фотографии с которым периодически появляются в инстаграмме Кадырова, где он называет чиновника своим братом. «Он прекрасно владеет ситуацией в регионе, по-братски даёт важные советы» — пишет Кадыров. В то же время сам Яшин не уступает в комплиментарности к Володину – «Володин очень технологичен. Он очень тщательно просчитывает комбинации. Власть сейчас готовится к выборам более продуманно. Система стала более сложной. У оппозиции появилась возможность хоть в чем-то участвовать. Мы фактически вернулись в ситуацию 2007 года. Тогда «Союз правых сил» (СПС) имел возможность участвовать в выборах». Тем самым Яшин утверждает, что в нынешних политических реалиях у него и его соратников больше шансов попасть в реальную политику. Эта ситуация не была бы такой странной, если бы Володин и Кадыров публично не демонстрировали свои товарищеские, практически братские отношения.
Но вдвойне странно, что такие полярные взгляды относительно деятельности Кадырова и Володина присущи еще ряду известных публичных персон российского политического бомонда.
Станислав Белковский считает, что Кадыров в своих заявлениях «прозрачно намекает на то, что готов уничтожить всех создателей фильма («Семья») во главе, конечно, с Михаилом Ходорковским». Обвиняет его в организации других убийств. «Мы все помним о том, что Борис Немцов погиб около Кремля, о том, что Руслан Ямадаев погиб в бронированном Мерседесе. Герой России, между прочим, и человек, абсолютно лояльный Владимиру Путину. Депутат ГД федерального собрания РФ тоже погиб рядом с Кремлем. А ликвидировать его было технологически гораздо сложнее, чем Бориса Немцова. Так что, не говоря уже о Вене, ОАЭ и других территориях, которые трепещут при одном упоминании сакрального имени Рамзана Ахматовича Кадырова». Обвиняет его в финансовых злоупотреблениях – «Его задача – получать дань с России», — считает Белковский. Но при этом, как и Яшин, высоко отзывается о Володине. «В сложившейся ситуации политтехнологическая машина Кремля, выстроенная при Володине, оказалась эффективнее; она полностью нейтрализовала оппозицию, выйдя из присущего прежним временам перманентного торга с нею», пишет в своём докладе Белковский. А в нашумевшей истории с кооперативом «Сосны» публично оправдывает Володина. «Дача Володина демонстрируется потому, что Володин имеет легальные доходы за много лет – он же бизнесмен с огромным опытом. Поэтому можно всегда официально оправдаться и сказать, что вот это заработанное не на госслужбе, а в бизнесе» — говорит Белковский.
Известен конфликт уполномоченного по правам человека Эллы Памфиловой с Рамзаном Кадыровым, в ходе которого она предложила ему «сбавить обороты». Кадыров в ответ назвал её врагом России. В то же время она тесно связана с Администрацией Президента. «Сейчас, занимаясь работой по распределению государственных грантов, мне, пожалуй, впервые так легко работается с администрацией президента. От Володина не ждешь подвоха — приходишь и чувствуешь себя очень естественно. Разговариваешь с нормальным человеком, с которым можно откровенно и прямо обсуждать любую тяжелую проблему и не надо тратить силы и время на преодоление каких-то интриг — сейчас их просто нет», говорит Памфилова.
Алексей Венедиктов, главный редактор «Эха Москвы» вообще называет Володина своим другом. «Послушайте, я с Володиным дружу реально. Я с ним неформально давно общаюсь и знаю, что он был сторонником изменения политической системы. Но он же не первый человек в государстве. Администрация обслуживает первого человека», — говорит Венедиктов. Но при этом друг Володина Венедиктов считает друга Володина Кадырова возможным заказчиком убийства Немцова. «Я думаю, что многие высокопоставленные люди в Чечне приняли вот это, эти самые призывы или не призывы – высказывания – Рамзана Кадырова в начале января по поводу врагов народа, тех, кто не любит Путина, тех, кто против Путина – они приняли это как руководство к действию. Они поняли, что шеф дал команду. Там другая система отношений: старший сказал, халиф сказал – чего не понятно?» — заявил Венедиктов. Рамзан Кадыров тоже не лучшим образом относится к известному журналисту. По его мнению, Венедиктов давно превратил радиостанцию в главный антиисламский рупор. «У Венедиктова нет ни семейных, ни религиозных ценностей. Но это не дает ему право бесконечно обливать грязью и оскорблять десятки миллионов мусульман. Я твердо убежден, что власть должна призвать к порядку радио, сеющее вражду и ненависть между людьми и народами. Иначе найдутся те, кто призовет Венедиктова к ответу», — заявил Кадыров.
Странно, что наши оппозиционные деятели так рьяно хвалят Володина, но при этом так серьезно обвиняют Кадырова. Чем им так помогает Володин и мешает Кадыров? А может высокопоставленный кремлевский чиновник говорит им разные вещи? То, что каждый из них хочет услышать.
Ясно одно — мало кто в нашей стране может так смело входить в публичный конфликт с Рамзаном Кадыровым без серьезных гарантий влиятельного человека, а может быть и друга. Только вот не очень понятно кто в итоге против кого дружит.
Федор Клименко