Эмбарго на импорт российской нефти: легче сказать, чем сделать

Мировые нефтяные рынки все еще пытаются нащупать дно, в то время как цены на нефть становятся все более волатильными. Ожидаемое введение эмбарго ЕС на импорт российской нефти с 5 декабря, вероятно, будет сопровождаться потрясениями.

Хотя правительства ЕС пытаются отказаться от российской нефти, аппетит европейских торговых компаний остается неизменно высоким. Агентство Bloomberg сообщает, что в течение недели, завершившейся 2 сентября, Европа импортировала около миллиона баррелей в сутки. Это число значительно превышает средний показатель августа на уровне 800 тысяч баррелей в сутки. Сохраняющийся высокий интерес пока явно не свидетельствует о готовности Европы сократить импорт российской нефти в преддверии введения эмбарго.

В то же время, объем контейнерных поставок нефти из России в Азию также остается высоким. В целом темпы добычи в стране выросли на 13 процентов и составили 3,32 млн баррелей в сутки. В то время как объемы поставок в Азию остаются стабильными, поставки в регион Амстердам-Роттердам-Антверпен (ARA)  выросли на 13 процентов. По оценкам экспертов, общий объем российского экспорта на мировой рынок за неделю принес около 167 миллионов долларов выручки.

Судя по приведенным выше данным, зависимость Европейского Союза от российских энергоносителей крайне высока, и разрыв связей представляется весьма нелегкой задачей. Почему же так трудно положить конец импорту российской нефти. Пока другие производители не в состоянии заполнить вакуум предложения, европейские нефтеперерабатывающие заводы продолжают перегонять огромные объемы нефти марки Urals. Как заявил недавно генеральный директор компании Shell Бен ван Берден, основным фактором спроса является тот факт, что производители ОПЕК в настоящее время не могут произвести необходимые объемы для замещения российских поставок.

В то же время, становится все более и более очевидным, что на рынки Европы попадает не только официальная российская нефть. Неустановленные объемы смешанной нефти в Азии загружаются в танкеры и отправляются в Европу. Японский новостной сайт издания Nikkei сообщил, что с момента начала спецоперации на Украине 41 судно осуществило перегрузку с борта на борт у побережья Греции, и речь идет в том числе о российской нефти. Для сравнения, в 2021 году за этим было замечено лишь одно судно.

Эксперты полагают, что после введения эмбарго с 5 декабря, количество перегрузок с судна на судно будет только увеличиваться. Так, аналитическая компания Refinitiv сообщила, что с начала 2022 года по сегодняшний день Россия экспортировала 23,86 миллиона баррелей нефти путем перегрузки с корабля на корабль у берегов Греции. В прошлом году этот объем составил всего 4,34 млн баррелей.

Эти события свидетельствуют о том, что в системе европейских санкций существуют огромные лазейки. Если Европейский Союз на самом деле хочет нанести удар по «дойной корове» Москвы, необходимы более жесткие меры. Смешивание нефти – старый трюк, который позволяет скрыть происхождение груза. Кроме того, ранее сообщалось, что страны Азии и Ближнего Востока активно осуществляют реэкспорт российской нефти в Европу с новыми сопровождающими бумагами.

В этом замешаны не только азиатские страны. Турция, Египет и, возможно, Алжир, также являются вероятными воротами, через которые российская нефть попадает на мировой рынок, и прежде всего, рынки стран Европейского Союза. Ливия и Ирак – яркие примеры стран, обладающих обширным опытом обхода международных санкций. Иран в настоящее время имеет возможность поставлять свою нефть и нефтепродукты на экспорт, хотя считается, что американские санкции препятствуют этому. В ближайшие месяцы европейским лидерам придется решать проблему с российской нефтью. Притворяться, что этой проблемы не существует, не только глупо, но и контрпродуктивно.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий