Фильм «Сын Саула»: ужасы Холокоста, показанные с редкой откровенностью

Тема Холокоста была этической и кинематографической проблемой для кинематографистов почти с самого момента освобождения нацистских концлагерей 70 лет назад. Жан-Люк Годар часто говорил, что отсутствие в фильмах эпизодов с газовыми камерами в действии знаменует собой полный отказ форм искусства 20-го века осветить величайшее злодеяние 20-го века. С другой стороны, Клод Ланзман, который на протяжении нескольких десятилетий снимал документальные фильмы, не только отказывался в течение многих лет поддержать  освещение темы Холокоста в художественном кино, но даже отказался использовать исторические киноматериалы в своей собственной работе.

Смотреть на эти события со стороны всегда несколько рискованное дело. Ален Рене в фильме «Ночь и туман» исследует развалины Освенцим через десять лет после его закрытия, преподнося все ужасы в повествовании. В «Списке Шиндлера», напротив, показано всё — случайные убийства, неизбежность газовой камеры, общие страдания — но фильм вызвал обвинения в эксплуатации трагедии мирового масштаба.

Итак: смотреть или не смотреть дебютный фильм Ласло Немеша. Фильм «Сын Саула» отличается от других: зритель смотрит на человека, который видит злодеяния вокруг; член зондеркоманды по имени Саул сопровождает своих собратьев- евреев в газовую камеру, чтобы, возможно, отложить на время свою собственную гибель.

1600

Камера показывает лицо главного героя крупным планом почти на протяжении всего фильма, где разворачиваются мрачные события – события, которые зритель иногда видит сам, но в основном воспринимает их из вторых рук и, благодаря отличному звуковому оформлению фильма, слышит ужасающие детали. Режиссёр, видимо, глубоко обдумывал такой опосредованный подход, прежде чем приступить к работе, и результаты даже смогли впечатлить самого Ланзмана, который просто взахлёб хвалил дебют Немеша.

Нельзя сказать, что зритель легко переносит тяжести всех ужасов и гротескных дилемм, стоящих перед Саулом, но главное, что он не оскорбляет ни историю, ни память, ни чувства зрителей. Это может быть первое серьёзное приглашение к драме о Холокосте.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий