Турция ужесточила свою позицию по отношению к России

87275537

Турция освободила из-под стражи человека, обвиняемого в убийстве русского летчика Олега Пешкова, чей самолет Су-24 в ноябре 2015 года был сбит турецкими ВВС. Отношения между Россией и Турцией, ухудшившиеся после сбитого самолета и смерти пилота, до сих пор не потеплели.

Корень враждебности между Россией и Турцией выходит далеко за рамки сбитого самолета или убитого пилота. Напряженные отношения стран стали результатом соперничества за влияние на Ближнем Востоке, в частности в Сирии. Турция поддерживает определенные группы сирийских повстанцев, сражающихся против сил, лояльных к президенту Сирии Башару аль-Асаду, важному союзнику России. Помимо Ближнего Востока, Россия и Турция также наступают друг другу на пятки в Черном море и на Кавказе.

Сбитый самолет и последующее убийство Пешкова усложнили и без того непростые отношения между Москвой и Анкарой. Россия настаивает на извинениях Турции за сбитый лайнер, однако турецкое правительство ответило отказом. Москва также требовала привлечения к ответственности  предполагаемого убийцы Пешкова Альпарслана Челика, который, якобы, был членом отряда повстанцев, сражающихся против сирийских правительственных сил. Арест Челика 31 марта был небольшим, но важным шагом к налаживанию отношений между двумя странами. Петр Стегний, бывший посол России в Турции, оценил арест Челика как шаг Турции в правильном направлении. В начале апреля Челик написал письмо в МИД России, якобы от имени турецкого правительства, призывая к миру и открытому диалогу между Россией и Турцией.

Тем не менее, решение об освобождении Челика указывает, что отношения между Россией и Турцией пока останутся сложными. Для Турции это означает, что ее планы по созданию безопасной зоны для своих военных в пределах Сирии далеки от воплощения в жизнь. Кремль, похоже, уже сомневается, разрешать ли Турции устанавливать какую-либо безопасную зону. Анкара прекрасно понимает, что без согласования с Кремлем любые силы, посланные в северную Сирию, будут подвергнуты нападению России. В то время как Турция могла бы использовать безопасную зону для борьбы с «Исламским государством» и контроля опасных курдских группировок, сирийские повстанцы, поддерживаемые Турцией, также стратегически выиграли бы от этого шага. Проще говоря, они могли бы создать координационные центры и зоны снабжения, а затем использовать безопасную зону в качестве защищенной базы для атак против сирийского правительства. Для России, пытающейся снизить потенциальное влияние Турции и других стран НАТО на страны постсоветского пространства, такая перспектива является нежелательной. Таким образом, Москва вряд ли поддержит усилия Турции без значительных уступок с ее стороны.

Решение Турции освободить Челика появилось через несколько дней после начала турецкой операции в Северной Сирии. Анкара предупредила Россию и Соединенные Штаты до начала своего двухдневного рейда – Турция предупредила их, а не просила разрешения или благословения. Это был первый раз, когда Турция официально отправила своих военных с боевой миссией в Сирию. Хотя турецкие силы проводили обучение и обеспечивали поддержкой некоторые группы повстанцев в Северной Сирии, Анкара никогда не участвовала в активных боевых миссиях. Во время субботней миссии Турция отправила 20 специальных  отрядов для уничтожения ракетных установок  «Исламского государства», которые применялись во время обстрела турецкого города Киллис. Почти ежедневные ракетные удары по Киллису за последние несколько недель забрали жизни около двух десятков турок.

Предупреждение Турции о своих намерениях начать операцию в Сирии говорит о многом, особенно в период прохладных отношений с Россией и отсутствия видимого координирования действий между двумя странами по военным делам в Сирии. Хотя Россия редко атакует район, где турки проводили свою военную операцию, авиация России все же пролетает рядом. Следовательно, предупреждение Турции можно рассматривать как признак потенциального сотрудничества. Однако, сегодняшнее решение Турции об освобождении Челика также имеет более отрезвляющее объяснение: предупредив Россию о военной операции, Анкара лишила Москву возможности ударить по турецким силам в Сирии —  а затем оправдаться, что это произошло по ошибке. Кроме того, предупреждение Турции дало ей шанс добиться поддержки коалиции против российской агрессии, если бы российские самолеты атаковали турецких военных.

И все же, несмотря на напряжение, царящее в российско-турецких отношениях, у двух стран есть общие цели. Хотя Россия выступает против увеличения турецкого влияния в Сирии, а Анкара пытается свергнуть сирийское правительство, у них есть общая задача — Россия и Турция хотят победить «Исламское государство» в Сирии. Таким образом, Россия может мириться с турецкими операциями против «Исламского государства». Решение Турции ограничить субботний рейд атакой на конкретные цели по другой стороне границы, вероятно, также снижает  российское противодействие. Тем не менее, без нормализации отношений с Турцией, Россия, вероятнее всего, продолжит осуждать любую турецкую деятельность в Сирии.

Российско-турецкие отношения — несмотря на присущую им конкуренцию – выгодны обеим странам в экономическом плане. Россия является крупнейшим поставщиком природного газа в Турцию, в 2014 году Россия обеспечила 55 процентов (около 27 миллиардов кубометров) от общего потребления природного газа в Турции. Для России поставка газа в Турцию равняется 13 процентам от всего экспорта газа. По этой причине ни одна из стран не заинтересована в эскалации проблемных моментов. Для того, чтобы Турция могла перейти от небольших рейдов через границу к более масштабным военным операциям  в Сирии, в том числе проведениям авиаударов и контролю территории с помощью пехоты, она должна опираться на соглашение с Россией. Арест Челика никогда не рассматривался в качестве основания для восстановления турецко-российских отношений, но это, безусловно, был шаг в правильном направлении. Решение Турции отказаться от политического подарка России демонстрирует ужесточение позиции Анкары, что делает невозможным примирение двух стран в ближайшее время. Итак, пока Турция может продолжать организовывать ограниченные военные  рейды в Сирию, но ее способность закрепиться в регионе пока остается ничтожно малой.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий