Надейся на лучшее, а готовься к худшему. Именно этой банальной истиной руководствуются Соединенные Штаты и Россия, планируя военную конфронтацию на годы вперед. В критически важных сферах, таких как конфликт в Сирии и на Украине, а также переговоры по контролю над вооружениями, обе страны искренне стремятся достичь приемлемых решений путем переговоров. Тем не менее, взаимное недоверие между ними углубляется, и коренные разногласия во мнениях, а также явные конфликты интересов будут по-прежнему подрывать все усилия по достижению взаимоприемлемого соглашения. Не испытывая особых надежд на позитивный исход, стратеги в Вашингтоне и Москве укрепляют свои позиции в сфере безопасности друг против друга в этот период, характеризующийся значительной степенью враждебности.
Критически важный саммит НАТО в Варшаве, намеченный на 8-9 июля 2016 года, стремительно приближается. Соединенные Штаты ожидают, что в ходе этой встречи удастся выработать ясную единую позицию, с которой будут согласны все страны этого разобщенного оборонного альянса. Ключевым вызовом для Вашингтона будет задача убедить восточно-европейских союзников, особенно Польшу и страны Балтии, что они получат поддержку против России, учитывая растущую обеспокоенность после военного вмешательства Москвы в украинский конфликт. Соединенные Штаты уже предприняли меры по укреплению вооруженных сил НАТО на восточном фланге, однако, на сегодняшний день эти силы в сущности представляют собой не более чем символ американских гарантий безопасности.
Следующим шагом Вашингтона в рамках долгосрочного плана для Европы является обеспечение более существенной поддержки со стороны основных партнеров по НАТО в отношении военного укрепления восточного фланга альянса. США нуждаются в помощи европейских союзников, которые должны взять на себя часть бремени военных расходов, а также выступить единым фронтом с целью сдерживания России. Однако, в то время как Польша и страны Балтии призывают к размещению постоянного контингента сил НАТО на своей территории, Соединенные Штаты испытывают серьезные трудности, пытаясь убедить своих партнеров направить к российской границе даже временные воинские подразделения, не говоря уж о постоянных гарнизонах. Особенно трудно убедить в необходимости таких действий Германию, поскольку ее лидеры надеются возобновить взаимовыгодные деловые отношения с Россией. Более того, германское население в целом обеспокоено конфронтацией с Россией и перспективой отправки войск для защиты Польши и стран Балтии.
Чтобы урегулировать разногласия между западноевропейскими и восточноевропейскими союзниками по НАТО, Вашингтон продвигает модель развертывания вооруженных сил, в рамках которой избегает постоянного базирования, заменяя его постоянным присутствием.
Согласно сообщениям, Соединенные Штаты намерены предложить в ходе саммита свою модель укрепления восточных рубежей НАТО, получившую название «heel-to-toe» (с пятки на носок), которая предусматривает присутствие в Польше и балтийских странах по одному батальону на ротационной основе (с заменой каждые полгода). Америка планирует предоставить для этой цели два батальона, и надеется, что ее союзники по НАТО согласятся предоставить остальные два. С точки зрения Вашингтона, долгосрочные и объединенные усилия НАТО по укреплению своего восточного фланга являются ключевым средством сдерживания дальнейшей российской агрессии.
Однако, то, что Вашингтон называет оборонительными инициативами, с точки зрения Москвы выглядит совершенно иначе. Учитывая историю России, не раз подвергавшейся вторжению с запада, растущее военное присутствие НАТО на ее границе воспринимается там как источник угрозы. Под влиянием этих страхов, Россия уже осуществляет наращивание вооруженных сил в западных регионах, чтобы укрепить свои позиции против НАТО.
Изначально Россия проводила переформирование армии в бригадные структуры для обеспечения большей гибкости в условиях нестабильности и мятежей на юге. Однако в настоящее время Москва изменила свою стратегию, стремительно переводя вооруженные силы на дивизионный уровень управления, более приспособленный для современной войны обычными вооружениями против такого потенциального противника как НАТО. В прошлом феврале Россия завершила воссоздание 1-й гвардейской танковой армии в Западном военном округе. Она представляет собой корпус быстрого реагирования с опорой на тяжелую бронетехнику и артиллерию для проведения наступательных и оборонительных операций на большой европейской равнине. Более того, Россия преобразует как минимум еще три своих бригады в дивизионные структуры вблизи своих западных границ.
Помимо размещения обычных вооруженных сил, ключевой фактор, в значительной степени определяющий конфликт между НАТО и Россией, заключается в развертывании систем противоракетной обороны. Его суть заключается в спорах относительно американской инициативы размещения наземных систем ПРО в Восточной Европе, программы, известной как «Европейский поэтапный адаптивный подход». Этот план возник еще в 2009 году, и НАТО с момента его оглашения настаивает на том, что инициатива направлена на защиту Европы от потенциальной ракетной угрозы со стороны Ирана, и таким образом, не имеет решительно никакого отношения к России. Однако, Москва категорически возражает против этой программы, утверждая, что она несет прямую угрозу российским интересам безопасности.
В сущности, спор сводится к обеспокоенности Москвы по поводу своей долгосрочной стратегической безопасности. Несмотря на огромные усилия, направленные на модернизацию вооруженных сил, Москва прекрасно осознает свою общую слабость в сравнении с силами НАТО и стремительно растущей военной машиной Китая в сфере обычных вооружений. В ответ русские все более полагаются на свой мощный ядерный потенциал в качестве крайнего средства сдерживания. Так, Москва в своей новой военной доктрине ясно дала понять, что готова использовать ядерное оружие против такой неядерной угрозы своему суверенитету как вторжение армий противника.
В сегодняшнем виде инициатива «Европейский поэтапный адаптивный подход» действительно носит весьма ограниченный характер и, как справедливо утверждают представители НАТО, не может представлять существенной угрозы для российского стратегического ядерного арсенала. Однако, с точки зрения Москвы американские инвестиции в технологии баллистических ракет являются долгосрочной угрозой. Чтобы полностью понять обеспокоенность России, развитие баллистических ракетных технологий следует воспринимать в совокупности с другими военно-технологическими процессами. Так, например, Россия опасается, что США в будущем могут принять на вооружение мощные средства первого удара, частично ориентированные на гиперзвуковые ракеты. Конкретнее, все более точный американский ядерный арсенал вкупе с надежной сетью противоракетной обороны способен обеспечить Вашингтону возможность нанесения решающего обезоруживающего удара, который привел бы к значительному разрушению структур управления России и ее ядерного арсенала. Это также позволило бы США перехватить и уничтожить уцелевшие ракеты, которые Москва запустила бы в качестве ответного удара.
Этими страхами продиктован протест России, а также ее усилия в области военной модернизации. Несмотря на наличие значительного ядерного арсенала, Россия продолжает придавать приоритетное значение стратегическим ракетным вооружениям. В прошлом году русские испытали восемь межконтинентальных баллистических ракет (МБР), а в январе нынешнего года российские официальные лица объявили о планах испытать 16 МБР, 14 из которых будет приняты на вооружение. В графике испытаний присутствуют недавно представленные твердотопливные баллистические ракеты подводного пуска «Булава», разработка которых столкнулась с существенными проблемами, и другие МБР наземного базирования, такие как новинка SS-X-30 «Сармат». Москва рассчитывает на эти ракеты, а также на новую тактику развертывания, которая обеспечит возможность ее ядерному арсеналу преодолеть сеть противоракетной обороны США.
Тем не менее, Соединенные Штаты и Россия разделяют общее желание достичь взаимопонимания. Их переговоры по сирийскому урегулированию ясно об этом свидетельствуют. Однако, учитывая высокий уровень взаимного недоверия между Соединенными Штатами и некоторыми из стран НАТО с одной стороны, и Россией с другой стороны, Москва и Вашингтон будут продолжать усиливать меры безопасности друг против друга. Учитывая высокотехнологичные ракеты, противоракетные системы и развертывание войск обеими сторонами, нынешнюю «прохладную войну» следует рассматривать в долгосрочной перспективе, поскольку в ближайшее время ее завершение маловероятно.