360-градусный разворот: не стоит забывать старого друга

resize.php

Многие квадратные метры газет пестрят обсуждениями траектории индо-американских отношений а также взлёты и падения наших отношений с Китаем. Мало, однако, написано ещё об одной державе, которая уже долгое время сохраняет присутствие в нашем регионе. Индия и Россия сохраняют тесные отношения, однако это весьма редко оказывается в прицеле общественного внимания. Наш политический диалог с Россией продолжает оставаться устойчивым, и около 60% нашего военного оборудования — советское или российское. Оно постоянно обновляется, постоянно нам предлагаются все более новые поколения и в результате совместных исследований появляются новые системы.

В последние месяцы, когда российская углеводородная промышленность сталкивается с проблемами финансирования, ONGC Videsh, Indian Oil и Oil India со стороны России были предложены (и они согласились) доли некоторых существующих сибирских месторождений, включая инвестиции в размере около $5 миллиардов. Россия является крупнейшим экспортёром необработанных алмазов, а Индия — крупнейший мировой их обработчик. Более 80% алмазов из России приходит в Индию через третьи страны. Сейчас готовится инициатива по упорядочиванию налоговых правил и таможенных процедур для облегчения прямой торговли алмазами.

Помимо этого есть и большое количество других совместных проектов в области, которые слишком многочисленны, чтобы все их перечислить. Старая дружба редко порождает новые волнения, вот почему сотрудничество между Россией и Индией проходит во многом незамеченным. Однако также правда и то, что расширение международных связей Индии оставляет впечатление того, что важность России для Индии снижается. Говорят, что сегодня мы не так зависимы от российской поддержки, как это было в прошлом.

В некоторых медиа и корпоративных кругах существует мнение, что сегодня Россия, зажатая Западом и поэтому оказывающаяся во всё более тесных объятьях с Китаем не может быть уверенным партнёром. Мрачные отчёты российской экономики оказывают влияние на торговые и инвестиционные решения. С момента своего вступления в должность в 2000 году, основная цель внутренней и внешней политики президента Путина была в том, чтобы восстановить политическое влияние России, военную мощь и поднять экономическое влияние до уровня, приличествующего большой державе. Это неизбежно ведёт к усилению трений между Россией и Западом, поскольку обе стороны стремятся расширить своё стратегическое пространство.

Присоединение Крыма в марте 2014 года довело трения до уровня времён холодной войны. Это вызвало каскад санкций, нацеленных на изолирование России и наказание её уже пострадавшей от рецессии экономики путём ограничения ей доступа к внешнему финансированию и передовым технологиям.

Границы кампании по «изолированию России» скоро стали очевидны. Она остаётся в БРИКС, в 2015 году возглавив группу. Попытки исключить её из G20 не возымели успеха. Ещё более важно то, что роль России в переговорах и реализации ядерной сделки с Ираном нельзя было игнорировать. Военные успехи пророссийских мятежников в Восточной Украине вынудили запустить мирный процесс, в котором Франция и Германия сотрудничали с Россией. Авиаудары в Сирии обеспечили России место во всех международных переговорах о будущем Сирии. Она продолжает получать уверенную порцию иностранных гостей. Экономические санкции привели к удорожанию корпоративных проектов. Однако поскольку большая часть мира не подписывалась под санкциями, как финансы, так и технологии нашли другие, альтернативные пути. После сирийских авиаударов ограничения значительно снизились, поскольку рынки почувствовали надвигающийся крах режима санкций.

В худшем случае санкции замедлили выход России из рецессии. По последним оценкам МВФ, рост экономики России возобновится в 2017 году. Уверенный рост цен с уровней ниже 30 долларов за баррель должен будет этому поспособствовать. В отчетах МВФ сообщается о сильных сторонах российской экономики — здоровый профицит счета текущих операций 4,5% от ВВП, внешние финансовые активы на уровне 18% ВВП, достаточные внутренние резервы для покрытия государственного финансирования, низкий уровень безработицы (около 6%), низкий внешний долг и недооцененные корпоративные акции. Все эти показатели не являются индикаторами того, что экономика страны находится на коленях.

Поэтому при всех своих политических и экономических проблемах Россия остаётся глобальной силой, с которой следует считаться. Она является одним из всего пяти членов Совбеза ООН — и это число в ближайшее время едва ли изменится.

Отношения между Индией и Россией имеют взаимно признаваемую геополитическую логику. У нас есть общие интересы и цели, в наших общесоседских регионах на Западе и в Ценральной Азии. Как и Индия, Россия имеет историю сотрудничества и конфронтации с Китаем. В частных обсуждениях русские указывают, что даже при текущих условиях, диктующих более тесное сотрудничество, тени прошлого стратегического соперничества в фоновом режиме продолжают сохраняться. В отношениях России и Индии такого нет.

Индийская программа по диверсификации приобретений для военного ведомства очевидно является частью наших стратегических интересов. Вполне естественно, что российский ВПК высказывает по этому поводу обеспокоенность — никто не любит терять доминирующие позиции. Однако степень нашего оборонного сотрудничества с Россией будет продолжать обеспечивать ей  существенную часть заказов на оборудование военного назначения, которое может предоставить только Россия, поскольку оно подходит к находящимся у нас на вооружении платформам.

В то же время, ценное стратегическое партнёрство нуждается не в одной единственной мощной опоре. Последние разработки в области ядерной энергетики и углеводородном секторе дают дополнительную опору. Кроме того, корпоративная Индия должна использовать возможности в России. Недавно президент Путин лично пригласил ведущих бизнес-руководителей Индии в Россию, предложив разрешить препятствия для их бизнеса. Это приглашение заслуживает ответа: наши банки и промышленность должны отказаться от ложного впечатления о российской экономики и западных санкциях.

Российские амбиции в политическом влиянии и стратегическом присутствии направляют её многовекторную внешнюю политику. Недавний всплеск в отношениях с Пакистаном, который включает в себя соглашение о сотрудничестве в области обороны, является частью этих усилий. Россия выражает опасения по поводу выплёскивания в Россию через пористую границу между Афганистаном и Центральной Азией исламского терроризма, и считает, что Пакистан может помочь предотвратить эту угрозу.

Мы не можем требовать эксклюзивности продаж военного оборудования только нам, если не можем обеспечить эксклюзивность обеспечения спроса со своей стороны. В конечном счёте, мы должны верить, что стратегический партнёр имеет понимание того, как не подвергать угрозе наше военное сотрудничество ради сравнительно несущественной коммерческой выгоды. Нет причин считать, что Россия этого не понимает. Таким образом, отношения, хотя и не будучи гламурными, тем не менее обеспечивают прочность. И надо беречь их от неприглядных убеждений, встречающихся в некоторых кругах.


1 балл2 балл3 балла4 балла5 балла (2 голосов, среднее: 5,00 из 5)
Loading...Loading...

Понравилась статья?
Поделись с друзьями!

x

Приглашаем к сотрудничеству всех, кто хочет попробовать свои силы в переводе. Пишите.
Система Orphus: Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter Система Orphus



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *