«Ограниченная» ядерная война – возможно, самая глупая военная концепция в истории

1280px-nuclear_artillery_test_grable_event_-_part_of_operation_upshot-knothole

В случае стремительной эскалации конфликта с русскими, должны ли Соединенные Штаты нанести «ограниченный ядерный удар» чтобы заставить противника отступить? Или, выражаясь на «ядерном жаргоне» холодной войны, должна ли Америка пойти на «эскалацию с целью разрядки» обстановки?

Трудно поверить, но это реальный вопрос, который обсуждается сегодня в Пентагоне. И ответ на него вполне очевиден – нет. Считать, что мы можем применить ядерное оружие каким-то «ограниченным» способом и при этом не спровоцировать ядерную катастрофу – опасная фантазия.

Рассмотрим гипотетический сценарий. Россия решает аннексировать полностью или частично, территорию союзника НАТО Латвии, примерно так, как она поступила с крымским полуостровом. Российские войска пересекают границу, и альянс вынужден отвечать на агрессию силами армейских бригад США, морской пехоты, авиации, войск спецназначения и союзников.

Внезапно возникает ситуация, когда полномасштабная война угрожает охватить всю северную Европу. Опасаясь, что военные действия могут распространиться на остальную территорию Европы, или даже вспыхнуть в Польше или на Украине, Соединенные Штаты наносят «тактический» ядерный удар по российским войскам на границе Латвии.

Надежда американских стратегов состоит в том, что это заставит российское командование остановиться перед лицом столь сильных разрушений, взять паузу для обдумывания своих дальнейших действий, после того как ядерное оружие будет уже применено. Теоретически, такой паузы могло бы оказаться достаточно, чтобы возобладал здравый смысл, и Госдепартамент США смог связаться с Кремлем и договориться о каком-то варианте прекращения огня.

С точки зрения пентагоновских стратегов, этот сценарий является обоснованным. Кроме того, у ВВС США имеются планы по закупке новых крылатых ракет воздушного базирования малой мощности, которые они называют «оружием большой дальности, запускаемым вне зоны поражения ПВО». По утверждению критиков, оно предназначено для ведения «ограниченной» ядерной войны.

«Помимо сдерживания, вооруженные такими ракетами бомбардировщики дают президенту простор для маневра в экстремальной ситуации, в частности, возможность дать знать о своих намерениях и взять ситуацию под контроль», заявил в Конгрессе заместитель министра обороны Фрэнк Кендалл, курирующий сферу военных закупок и технологий.

Однако, открыв однажды этот ящик Пандоры, сможем ли мы его снова закрыть? Если тысячи российских солдат погибнут на латвийской границе, остановит ли это русских на самом деле? А остановились бы в подобном случае Соединенные Штаты?

Разумеется, никаких способов ответить с уверенностью на этот вопрос не существует. Однако, небольшое количество имеющейся информации, позволяет все же прийти к отрицательному ответу.

Военные игры «Proud Prophet»

На пике холодной войны администрация Рейгана была обеспокоена по поводу эффективности ядерных планов США. На самом деле, когда его впервые кратко ознакомили с планом американского ядерного удара, президент Рейган почувствовал себя плохо, и брифинг пришлось перенести на более поздний срок.

В 1983 году на фоне обострения напряженности с Советами, администрация подвергла свой военный план проверке, назначив учения под названием «Proud Prophet»

По словам советника министерства обороны Пола Брэкена, это было совсем не похоже на другие военные игры в истории холодной войны. Если в большинстве других мероприятий принимали участие сотрудники аналитических центров, бывшие чиновники администрации и Пентагона, исполнявшие роли президента США и советских военачальников, то в военных играх «Proud Prophet» участвовали действующие руководители США в сфере национальной безопасности, включая министра обороны Каспара Вайнберга и председателя Объединенного комитета начальников штабов.

Более того, «чтобы добиться максимальной объективности, в игру были включены реальные совершенно секретные военные планы США… таким образом, это были самые «приближенные к реальности» военные учения с привлечением ядерных вооружений в истории американского правительства за годы холодной войны», писал Брэкен.

Программа имитационного моделирования была рассчитана круглосуточную работу в течение двух недель, причем в ней были задействованы «сотни военнослужащих в Вашингтоне, а также коммуникации по сверхсекретным линиям связи со всеми крупными командными пунктами США во всем мире».

И каков же оказался результат? «Многие стратегические концепции, которые предполагалось применить в противостоянии с Советским Союзом, оказались либо просто непродуманными, либо полностью несовместимыми с реальными возможностями США, и были немедленно отброшены».

Главная из этих концепций предусматривала нанесение ограниченных ядерных ударов с целью «деэскалации». Как и в нашем вышеупомянутом гипотетическом сценарии, «идея заключалась в том, что как только советские лидеры увидят, что Запад готов к ядерному противостоянию, они серьезно задумаются и примут условия прекращения огня… таким образом, предполагалось, что ядерная война будет носить ограниченный характер».

Однако, события развивались совершенно по-иному. «Команда Советского Союза восприняла ядерные удары как нападение на их страну, их образ жизни и национальное достоинство», писал Брэкен. «Поэтому они ответили массированным ядерным залпом по Соединенным Штатам Америки».

«Соединенные Штаты ответили тем же. Результатом  была такая катастрофа, которая заставила побледнеть ужасы всех бесчисленных войн, прошедших за пять предыдущих столетий. Около 500 миллионов человеческих жизней унесли первые же ядерные обмены, и гораздо большее количество людей умерли от радиации и голода. НАТО было уничтожено, вместе со значительной частью Европы, Соединенных Штатов и Советского Союза. Большая часть северного полушария стала непригодной для жизни людей в течение многих десятилетий».

К сожалению, мы забыли эти уроки.

Избежать Армагеддона

Военные игры «Proud Prophet» ясно продемонстрировали, что контролируемая эскалация – опасная теория, которую попросту невозможно проверить на практике. Как указывал Брекен, «Proud Prophet» уделял особое внимание ядерному противостоянию вовсе не потому, что министр обороны Вайнберг или председатель объединенного комитета начальников штабов были сумасшедшими, а потому, что они честно пытались «применить на практике» превалирующую в США стратегию, которую лишь немногие за пределами узкого круга специалистов пытались подвергнуть серьезному анализу.

Этим отчасти объясняется тот факт, что восемь сенаторов обратились с письмом к президенту Бараку Обаме, в котором утверждается, что ядерные крылатые ракеты воздушного базирования (КРВБ) являются «устаревшими и ненужными ядерными вооружениями, в сущности, реликтами прошлого».

В этом письме, инициированном сенатором-демократом от Массачусетса Эдом Марки, говорится о необходимости отмены планов, связанных с КРВБ. Авторы призывают президента «сосредоточиться на тех средствах, которые будут способствовать поддержанию экономической и военной мощи Соединенных Штатов, и в то же время снизить роль ядерных вооружений».

Любое решение о развертывании ядерных вооружений немедленно выйдет из-под нашего контроля. Однако, мы можем принять меры, чтобы такие вооружения как КРВБ, не способные принести иных результатов, за исключением дестабилизации обстановки, были сняты с повестки дня. Мы должны закрыть эту программу.

Как заявил сенатор Тед Кеннеди в 2003 году, «ядерное оружие малой мощности – это все же ядерное оружие. Если мы создали его, рано или поздно оно будет применено… это дорога с односторонним движением, которая не может привести ни к чему иному, кроме ядерной войны».

Идея, согласно которой мы можем контролировать ход обмена ядерными ударами – абсолютно нереалистична. Сказать президенту, что мы можем предотвратить войну обычными средствами за счет применения ядерного оружия – это значит дать обещание, которое никто не способен выполнить. Мы участвовали во многих войнах за 70 с лишним лет, прошедших с тех пор, как была сброшена атомная бомба на Хиросиму. И ни одна из этих войн не потребовала применения ядерного оружия.

Для того, чтобы начался настоящий Армагеддон, вполне достаточно одного ядерного удара. Мы сегодня обладаем арсеналом, позволяющим нанести 7 тысяч таких ударов. Пора, наконец, отказаться от создания новых, «более практичных» средств привести мир к катастрофе.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий