США подумывают реанимировать F-22

NpC0D8l

Последний истребитель F-22 Raptor Пентагон получил от компании-производителя «Lockheed Martin» четыре года назад. На фоне завершения холодной войны и существенного сокращения оборонных расходов, этот самый совершенный в истории авиации истребитель представлялся ненужным и чрезмерно дорогостоящим.

Недавно Конгресс США зажег искру надежды в сердцах поклонников этой и в самом деле весьма недешевой боевой машины. Подкомиссия Палаты представителей поручила ВВС США изучить вопрос о том, какой объем затрат потребовался бы для возобновления производства самолета. По мнению многих экспертов, ни один истребитель не может конкурировать с F-22 по целому ряду характеристик, многие из которых остаются до сих пор засекреченными: скорости, маневренности, малозаметности для радаров, а также эффективности системы датчиков в условиях воздушного боя.

Учитывая, что на сегодняшний день на вооружении ВВС состоят 183 таких самолета, возобновление производства теоретически может означать поставку 194 дополнительных F-22, которые планировалось произвести на момент закрытия программы. Однако из-за стоимости около 67 миллиардов долларов, эта программа была неприемлемо дорогой даже по стандартам военного ведомства США. Стоимость одного часа полета F-22 выше, чем у любой другой машины, имеющейся в авиационном парке Пентагона, включая новейший, не менее дорогой многоцелевой ударный истребитель F-35 Lightning II.

Итак, в то время как  на одной чаше весов находятся колоссальные расходы, на другой – возобновившаяся агрессивность и стремительное укрепление военного потенциала Китая и России.

Подрядчики уже давно подготовили основное оборудование для повторного запуска производственной линии, просто на всякий случай. Тем не менее, любые усилия в этом направлении встретят колоссальные препятствия, заявил военный аналитик из «Teal Group» Ричард Абулафия. Он назвал F-22 идеальным истребителем без миссии, в то время как у F-35 имеется вполне отчетливо сформулированная миссия, но он вызывает сомнения как истребитель. «Эту идею нельзя  назвать слишком неправдоподобной», заявил он относительно возрождения программы F-22. «Просто здесь имеется ряд весьма серьезных ограничений».

Одной из главных проблем является F-35, который, как и F-22 обладает стелс-покрытием. Этот многоцелевой истребитель, изготавливаемый той же компанией «Lockheed Martin» в трех версиях, для  ВВС, ВМС и морской пехоты, вырос в самую дорогую в истории Пентагона программу вооружений: 379 миллиардов долларов за парк численностью 2443 машины.  В течение срока эксплуатации, составляющего около 50 лет, потребуется по некоторым оценкам около 1,12 триллиона долларов для финансирования ремонта и обслуживания.

Программа многоцелевого ударного истребителя F-35 подвергалась жесткой критике в течение нескольких лет из-за огромных непредвиденных расходов и изъянов в характеристиках машины, отчасти связанных с задачей изготовить на одной платформе три различных версии самолета. Так, например, вариант ВМС должен иметь возможность приземляться на палубу авианосца, в то время как морские пехотинцы хотят, чтобы он обладал вертикальным взлетом. Каждый F-35 стоит в среднем около 106 миллионов долларов. Если Конгресс решит сократить заказ, эта стоимость резко возрастет. В то же время,  каждый F-22 обошелся в свое время приблизительно в 140 миллионов долларов.

Обладая большей скоростью и максимальной высотой полета, F-22 является великолепным истребителем, в то время как F-35 столкнулся с проблемами, связанными с программным обеспечением, скоростью, маневренностью и даже прочностью корпуса. В прошлом году F-35 подвергся шоку  в связи  с докладной запиской Пентагона, в которой утверждалось, что по некоторым сценариям воздушного боя более старый легкий истребитель F-16 превосходит новую машину.

Хотя F-22 на сегодняшний день не имеет себе равных в небе, представляется маловероятным, что ему удастся одолеть такого противника, как государственное финансирование. Еще один серьезный вопрос заключается в том, будет ли предложено «Lockheed Martin» выпустить точные копии тех F-22, что состоят на вооружении в настоящее время, или потребуется включение модернизированных элементов. Дело в том, что программное обеспечение самолета было признано устаревшим более десяти лет назад, и, скорее всего, нуждается в переработке.

Еще один аргумент против F-22 сводится к тому, что помимо существующего стелс-бомбардировщика B-2 Spirit, это самая дорогая американская военная машина с точки зрения стоимости часа полета, которая составляет для F-22 около 44 тысяч долларов, что на 12 тысяч больше, чем у F-35.

Пока неизвестно, когда появится отчет Пентагона по поводу возобновления производства F-22 , однако  «Lockheed Martin» уже высказался по этому поводу. Пресс-секретарь компании Джон Лозингер заявил, что компания предоставляет ВВС США «любую необходимую информацию».

В прошлом высокопоставленные представители ВВС заявляли, что, по их мнению, возобновление программы F-22 обойдется слишком дорого. Представитель ВВС Энн Стефанек сказала, что перспективы F-22 могут проясниться после того, как Конгресс примет общий оборонный бюджет. Впрочем, она также заявила, что ВВС не в такой степени сосредоточена на «скачке к новым поколениям», как в «быстром вводе в эксплуатацию и дальнейших разработках», которые позволили бы опережать существующие угрозы.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий