Позиции российской макроэкономики пока стабильны

ruble-e1415370731408-1940x1090

В контексте общего пересмотра цен в связи с сокращением роста мировой экономики, ранее в этом месяце Всемирный банк несколько улучшил свой прогноз о перспективах роста российской экономики в 2016 году. Нет, Кремль не будет устраивать парад, чтобы отпраздновать эту новость. Текущая оценка снижения производительности стала 1,2% вместо 1,9%, так что по любому стандарту экономика по-прежнему работает плохо. Однако, важна траектория. А тот факт, что экономика России демонстрирует несколько лучшие показатели, чем ожидалось, свидетельствует о том,  что, возможно, экономика России восстанавливается. И она не застряла в бесконечной нисходящей спирали.

Информация о том, что российская экономика находится в непрерывном и катастрофическом состоянии свободного падения — относительно широко распространенное убеждение. Мало кто из западных «мозговых центров» не опубликовал статью о «сильной нисходящей спирали», «взяточничестве  по нисходящей спирали» или просто о старомодной «нисходящей спирали», как о тенденции во всей экономике. Однако, каким бы правдоподобным  не казалось это повествование о зрелищном коллапсе, оно не соответствует последним данным.

Во-первых, рассмотрим, что случилось с российской валютой. С начала года рубль набрал чуть более 10% по отношению к доллару, от, примерно, 73 до 65. Однако, такого «улучшения» далеко не достаточно для  компенсации потерь конца 2014 и начала 2015 года. Как и следовало ожидать, рубль по-прежнему намного слабее, чем до падения цен на нефть от $ 100 за баррель. Но свободно плавающая валюта, которая стабильна по отношению к доллару, безусловно, не предполагает какой-либо эскалации экономического коллапса. Вместо этого она предполагает экономику, которая … является стабильной, в самом широком смысле этого слова.

Также вопрос стоит о международных резервах России, свободно конвертируемой валюте и других финансовых инструментах (золото, специальные права заимствования), находящихся в центральном банке. История здесь во многом аналогична тому, что произошло с курсом доллара к рублю: наблюдается частичное, хотя явно неполное, восстановление базиса, потерянного в самый напряженный период кризиса конца 2014 — начала 2015 года.

RussiaReserves

Очевидно, что резервы России сейчас значительно ниже, чем до падения цен на нефть. В то же время цены, по всей видимости, уже достигли нижнего предела и находятся на постепенно восходящей траектории. Это не отменяет ощутимый подлинный ущерб, который уже был нанесен экономике, однако убедительно свидетельствует, что ситуация не становится хуже. Российский центральный банк сейчас находится в немного более сильном положении, чем весной 2015 года.

Ни один из вышеперечисленных пунктов не означает стремительного роста российской экономики. Нет оснований полагать, что российское правительство будет осуществлять широкий спектр реформ, которые, по словам российских экономистов, нужны для  значительного улучшения инвестиционного климата. В то же время, однако, экономика России, по всей видимости, не будет «катиться в трубу» с катастрофой роста цен, снижением производства и растущим дефицитом.

Это может измениться. Новый резкий экономический спад цен на нефть сразу же повлечет за собой значительное давление на бюджет и на российскую финансовую систему в целом. Но сейчас макроэкономические показатели говорят о том, что худший момент кризиса на самом деле позади, в прошлом, и что, к лучшему или худшему, ожидается некоторая стабильность.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий