Сильнейшие армии мира будущего

Армии мира

С момента окончания холодной войны характер крупных военных операций кардинально изменился. Лишь немногие из них в настоящее время представляют собой столкновение военных сил, схожих в технологическом и доктринальном отношении, которое ведет к завоеванию или освобождению территорий.

Каким будет баланс наземных сил к 2030 году, когда предположительно завершится полоса войн против терроризма и войн, связанных с возрождением военной мощи России? Предсказывать будущее — задача не из легких, однако несколько простых вопросов способны упростить анализ. В частности, в основе методологии проведенного военным аналитиком Робертом Фарли исследования лежат три главных вопроса:

— обладает ли армия доступом к национальным ресурсам, в том числе к инновационной технологической базе?

— имеется ли у нее достаточная поддержка со стороны политических властей, которая при этом не лишила бы армию относительной независимости?

— есть ли у нее доступ к достижениям экспериментальной науки и возможность проводить испытания инновационных разработок в реальных условиях?

Индия

Армия Индии

[stextbox id=»info»]Индия имеет доступ почти ко всему спектру военных технологий. Россия, Европа, Израиль и США поставляют вооружения Индии, дополняя растущий ВПК этой страны.[/stextbox]

Индийская армия занимает достойное место среди элитных сухопутных сил мира. Она обладает опытом операций по подавлению восстаний маоистов внутри страны, поддерживаемых Пакистаном мятежей в Кашмире, а также ряда других менее масштабных военных действий на собственной территории. В то же время, индийская армия поддерживает высокий уровень боевой готовности в связи с постоянной угрозой военного столкновения с Пакистаном, давно усвоив необходимость постоянной боевой учебы в условиях, приближенных к реальности.

Несмотря на то, что техническая оснащенность индийских сухопутных войск отстает от основных конкурентов по ряду важных направлений, в  настоящее время страна обладает доступом почти ко всему спектру военных технологий. Россия, Европа, Израиль и Соединенные Штаты поставляют вооружения Индии, дополняя растущий отечественный военно-промышленный комплекс.

Франция

Армия Франции

[stextbox id=»info»]Составляя ядро многонациональных сил Евросоюза, Франция, по всей вероятности, в 2030 году будет обладать самой мощной и эффективной среди стран Европы армией.[/stextbox]

Среди всех европейских стран, Франция, по всей вероятности, будет обладать самой мощной и эффективной армией в 2030 году. Франция остается приверженной идее о сохранении важной роли в мировой политике и хорошо осознает необходимость эффективных сухопутных войск для выполнения этой задачи. Упомянутая тенденция сохранится и, вероятно, даже усилится в будущем, поскольку Франция усилит свое влияние на военный механизм Европейского союза и его систему безопасности.

Военно-промышленный комплекс Франции сохраняет устойчивость и динамично развивается как на внутреннем, так и на экспортном направлении. Армия обладает современными средствами связи и управления, и составляет ядро многонациональных сил Европейского союза. Кроме того, она обладает мощным арсеналом военной техники, включая танки и артиллерию.

Россия

Армия России

[stextbox id=»info»]Российская армия подверглась разрушительным изменениям в конце холодной войны, однако улучшение состояния экономики позволило значительно увеличить инвестиции в вооруженные силы.[/stextbox]

Российская армия подверглась разрушительным изменениям в конце холодной войны, утратив большую часть своего доступа к ресурсам, политическую поддержку властей и возможность обновления личного состава. Военно-промышленный комплекс, обеспечивавший нужды Советской Армии, медленно разваливался, а сама армия с трудом вела войну против иррегулярных подразделений в Чечне и других местах.

С тех пор многое переменилось, хотя и не все. Улучшение состояния российской экономики позволило значительно увеличить инвестиции в вооруженные силы. Реформы, особенно в элитных частях, помогли России успешно завершить войну в Чечне. В 2008 году российская армия быстро одержала победу над Грузией, а в 2014 году провела эффективную операцию в Крыму. В целом эту череду военных столкновений можно назвать «войнами возрождения России», и она, вероятно, еще не завершилась. Российские сухопутные войска продолжают играть центральную роль в обеспечении влияния Москвы на территории ближнего зарубежья, хотя за последние несколько лет выросло значение военно-морских и военно-воздушных сил.

Российская армия сохранит свою мощь к 2030 году, однако она в любом случае столкнется с серьезными проблемами. Главной из них будет доступ к передовым технологиям. Предсмертная агония советского военно-промышленного комплекса наконец завершилась, оставив систему военных разработок и производства в тяжелом состоянии. Могут возникнуть проблемы и с комплектованием личного состава, поскольку Россия застряла между старой моделью призывной системы (поддерживаемой фактором сокращения населения) и системой контрактной службы, обеспечивающей высокую эффективность элитным подразделениям. Тем  не менее, в течение долгого времени соседи России будут по-прежнему бояться масштаба и военной мощи российской армии (особенно в так называемых «гибридных» операциях).

Соединенные Штаты Америки

060412-N-9500T-006

[stextbox id=»info»]Армия США по-прежнему обладает доступом к исключительно мощной системе военных разработок. К 2030 году она скорее всего сохранит статус наиболее мощной сухопутной силы в мире.[/stextbox]

Армия США уже давно представляет собой «золотой стандарт» сухопутных войск, по крайней мере, с 1991 года. Разгром иракской армии в 1991-м, а затем окончательное ее разрушение в 2003-м, остаются наиболее впечатляющими победами в наземных сражениях с конца холодной войны. На протяжении последних пятнадцати лет армия США продолжает функционировать в полевых условиях в Ираке и Афганистане, а спецоперации существенно расширили свою географию.

Армия США по-прежнему обладает доступом к исключительно мощной системе военных разработок. Хотя определенная часть военной техники, используемой сухопутными войсками, состоит на вооружении со времен холодной войны, почти вся она прошла через серию модернизаций и соответствует стандартам современной сетевой войны.

Более того, американская армия обладает 15-летним опытом войны против терроризма. Это наиболее продолжительный период непрерывных военных операций после индийских войн. Несомненно, что такой опыт связан с многими факторами риска, среди которых, возможно, наиболее серьезный — организационное истощение. Учитывая явно бесконечный характер войн в Ираке и Афганистане, это вызывает наибольшую обеспокоенность. Тем не менее, к 2030 году армия США скорее всего сохранит статус наиболее мощной сухопутной силы в мире, причем с существенным отрывом от конкурентов.

Китай

Армия Китая

[stextbox id=»info»]За счет доступа к финансированию и все более инновационному технологическому сектору, сухопутные войска армии Китая уменьшили свою численность и реформировались, превратившись в современную военную организацию.[/stextbox]

По крайней мере с начала 1990-х годов Народно-освободительная Армия Китая (НОАК) подвергается масштабной реформе. В течение нескольких десятилетий отдельные элементы НОАК служили гарантами влияния тех или иных фракций в Коммунистической партии Китая. С началом реформ, она превратилась в одновременно коммерческую и военную организацию, получив под свой контроль широкий спектр разнообразных малых предприятий.

Эта ситуация начала меняться по мере роста темпов развития китайской экономики в 1990-х и 2000-х годах. За счет доступа к финансированию и все более инновационному технологическому сектору, сухопутные войска НОАК уменьшили свою численность и реформировались, превратившись в современную военную организацию.

Эпоха, когда Китай уделял основное внимание сухопутным войскам в ущерб военно-морским и военно-воздушным силам, явно завешается. Впрочем, НОАК никогда не сможет полностью отделиться от фракционной борьбы внутри китайской Коммунистической Партии. Между ними существует слишком тесная взаимосвязь, чтобы допустить формирование системы военно-гражданских отношений западного типа.

Автор, Роберт Фарли – американский военный аналитик, постоянный автор «The National Interest», преподаватель Паттерсоновской школы дипломатии и международной торговли при Университете Кентукки.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий