Чем объясняется нынешнее американко-российское «танго» вокруг Сирии

1031786456

Пятичасовая встреча между российским президентом Владимиром Путины и министром иностранных дел зарубежной страны – не просто редкое явление. Пожалуй, такого раньше вообще не случалось. Путин редко делает исключения, принимая не главу государства, а министра иностранных дел. И он всегда беседует с ними лишь после их встречи с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым. По всем критериям, состоявшаяся в прошлый четверг в Кремле встреча между Путиным и госсекретарем США Джоном Керри была необычной.

Керри отправился в Кремль сразу после приземления в Москве в четверг вечером и беседовал с Путиным до часа ночи, точнее, раннего утра пятницы. Появление Путина на совместном брифинге (также весьма редкий случай, когда Путин участвует в подобном мероприятии с министром иностранных дел), его мимика и жестикуляция, и, разумеется, последовавшая за этим совместная пресс-конференция Керри и Лаврова – все это безусловно должно было подчеркнуть, насколько большое значение США и Россия придают масштабному совместному плану, касающемуся сирийского конфликта.

Ни один из этих трех государственных деятелей, ни Путин, ни Лавров, ни Керри, ни в малейшей степени не подверглись воздействию той негативной энергии, которую излучал саммит НАТО на высшем уровне, состоявшийся в Варшаве всего четырьмя днями ранее, и лейтмотивом которого стала единодушная решимость западного альянса противостоять якобы агрессивным планам России в Евразии и сдерживать опасные тенденции.

На днях Керри заявил, что намерен встретиться с группой европейских союзников в Лондоне и проинформировать их о «конкретных шагах, планируемых США и Россией». Он также сообщил, что имел телефонный разговор с Лавровым во вторник, и кратко прокомментировал его.

«Мы оба считаем, что между нами достигнуто взаимопонимание относительно общего направления, по которому мы движемся, и основных целей. Наши рабочие группы встретятся в ближайшее время, и мы намерены продолжить совместные действия для обеспечения прекращения насилия и для расширения наших возможностей по противодействию группировке «Аль-Каеда», представленной здесь фронтом «Аль-Нусра», а также организации ДАИШ», сказал Керри.

Все это звучит слишком хорошо, чтобы быть правдой. Однако, ведь Керри – опытнейший дипломат с 30-летним стажем в качестве сенатора, во время которого он также возглавлял комиссию по международным отношениям, и наконец, в качестве главы дипломатической службы страны от работает уже более трех лет. Почему же США внезапно с такой помпой преподносят какой-то мирный проект с Россией, этой агрессивной державой регионального масштаба, чтобы подстегнуть политический процесс в Сирии?

США всегда стремились к «избирательному сотрудничеству» с Россией по особо важным для Вашингтона направлениям, продолжая осуществлять стратегию сдерживания в других сферах. Лавров, возможно, мягко намекнул на это обстоятельство, когда Керри позвонил ему во вторник, чтобы «обсудить конкретные шаги» в Сирии в свете его переговоров в Кремле на прошлой неделе. Любопытно, что в пресс-релизе российского премьер-министра содержится ироническое упоминание о том, что Лавров в ходе разговора, как бы между прочим, воспользовался возможностью мягко напомнить Керри, что администрация Обамы делает все возможное и невозможное, чтобы унизить Россию на другом фронте, не допустив ее спортсменов к участию в Олимпийских Играх в Рио-де-Жанейро. В пресс-релизе сказано, что «господин Керри согласился с недопустимостью политизации спорта».

Неужели Москва не осознает, что Керри мог даже симулировать согласие с Россией по сирийской проблеме? Неужели Москва не понимает, что администрация Обамы вот-вот прекратит существование и у нее уже нет времени? Суть в том, что в Вашингтоне имеется весьма мощное лобби, в том числе в Пентагоне, и, судя по всему, даже в самом Госдепартаменте, противящееся любой форме сотрудничества между США и Россией в Сирии, которая не ведет непосредственно к свержению президента Башара аль-Асада в ближайшем будущем.

На самом деле, США столь активно взаимодействуют с Россией на фоне драматических событий в Турции. Произошли глубинные изменения геополитической обстановки в регионе. Примечательно, что Керри предпринял свою экстренную незапланированную поездку в Москву на прошлой неделе, четыре дня спустя после саммита НАТО, в тот самый момент, когда в Турции происходила попытка государственного переворота. Вообще-то Керри должен был встретиться с Путиным в Кремле (или уже завершить беседу) точно в момент начала переворота в Турции. Что-то здесь не вполне стыкуется, не так ли? Достаточно будет отметить, что многое зависит от того, насколько давно Керри (администрация Обамы) на самом деле знал о готовящемся перевороте в Турции.

Разумеется, провалившийся государственный переворот в Турции является определяющим моментом для дальнейшего развития сирийского конфликта. Турецкая армия и разведслужбы, как и вся политическая верхушка страны, находятся в столь нестабильном и взрывоопасном положении, что Анкара будет просто не в состоянии продолжать интервенционистскую политику в Сирии в обозримом будущем. В то же время, весьма серьезные проблемы и неопределенности возникли в отношениях Турции с США и Европейским союзом. Москва не может не осознавать, что Турция отчаянно нуждается в ее поддержке, и это на самом деле усиливает военно-политические позиции России в Сирии.

Совершенно очевидно, что американская политика в Сирии является беспомощной и непоследовательной. Сирийские вооруженные силы ведут осаду города Алеппо, а поддерживаемые США повстанцы оказались в ловушке на территории города, в то время как Турция, возможно, начала выходить из схемы по оказанию помощи этим оппозиционным силам. У Вашингтона попросту нет иного выбора, за исключением взаимодействия с Москвой, чтобы выработать хоть какую-то компромиссную формулу, и что называется, спасти свою честь и репутацию.

Однако, что же Россия получит в обмен на сотрудничество? Участие в Олимпиаде в Рио? Не стоит удивляться, если Международный Олимпийский Комитет в последний момент изменит свою позицию и скажет в конце концов «да» российской команде. Если такое произойдет, это будет в лучших традициях российско-американской дипломатической игры, и Керри будет принадлежать в этом большая заслуга.

Автор – индийский политолог Мелкулангара Бхадракумар, в прошлом дипломат, посол Индии, работавший в Советском Союзе, Южной Корее, Шри Ланка, Германии, Афганистане, Пакистане, Узбекистане, Кувейте и Турции.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий