Реформированный Владимир Путин – образец трезвого экономического мышления

Агрессивная политика российского президента Владимира Путина встретила негативную реакцию всего мира. Вмешательство России в украинский конфликт привело к введению международных санкций; связанных с Россией интернет-хакеров обвиняют во вмешательстве в ход президентских выборов в Соединенных Штатах; разоблачение государственной допинговой программы означает для многих российских атлетов запрет на участие в Олимпийских Играх в Рио-де-Жанейро. Однако, при этом внутри страны Путин ведет удивительно спокойную и эффективную оборонительную кампанию на экономическом фронте.

В течение последнего десятилетия Москва была мировой столицей декаданса, а ее улицы были переполнены сверхдорогими «Бентли», но после обвала нефтяных цен в 2014 году наступило отрезвление. Сегодня даже крупные инвесторы порой могут разъезжать в «Тойоте» среднего класса. Рядовые россияне ощутили значительное падение уровня жизни, когда доход на душу населения упал с 14 тысяч долларов в 2013 году до 8 тысяч долларов в 2014.

Когда после коллапса нефтяных цен началась массовая утечка капитала из страны и экономика погрузилась в рецессию, Путин мог отреагировать отказом от экономической ортодоксальности и масштабными государственными расходами для облегчения положения народа. Однако, вместо этого он предупредил россиян, что кризис потребует «затягивания поясов».

Москва приняла непростое решение о прекращении валютных интервенций с целью защиты курса рубля и позволила национальной валюте резко девальвироваться. Это привело к росту инфляции, которая никогда не пользовалась популярностью в народных массах, но впоследствии стало ясно, что это было мудрое решение.

Ослабление национальной валюты означало, что несмотря на падение цен на нефть, доходы от экспорта нефти в рублевом эквиваленте не снизились, а для бюджета именно это имеет основное значение. Правительство Владимира Путина, в период нефтяного бума тратившее огромные деньги на пенсионеров и солдат, вернулось к финансовой ответственности.

Согласно прогнозам, для баланса бюджета необходимо, чтобы средняя цена на нефть была на уровне 50 долларов за баррель, где она приблизительно и находится в настоящее время, уменьшившись со 100 долларов за баррель в 2014 году. В этом отношении Россия в гораздо лучшей форме, чем другие ведущие экспортеры нефти, такие как Саудовская Аравия.

Владимир Путин пришел к власти после серии экономических кризисов 1990-х годов, когда рубль дважды резко падал под давлением растущего внешнего долга. Его недавние шаги, судя по всему, продиктованы стремлением избежать очередного попадания под иностранное влияние. Во всяком случае, в 2014-2015 годах Россия, несмотря на экономические проблемы, сократила объем внешнего долга на 200 миллиардов долларов.

Сегодня экономика значительно более стабильна, чем в случае, если бы Путин не послушал советов своих технократов, рекомендовавших пойти на ограничения расходов. С помощью жесткой фискальной и монетарной политики инфляция была сокращена до годового уровня в 6 процентов, причем еще в 2015 году этот показатель составлял 15 процентов. Суверенный долг России составляет всего 11 процентов ВВП и премия, которую требуют инвесторы за хранение ее долговых бумаг, сокращается.

Это означает, что иностранцы сегодня считают российский дефолт менее вероятным сценарием, чем раньше. Кроме того, россияне больше не выводят валюту из страны прежними темпами. Чистый отток капитала в 2014 году превысил 60 миллиардов долларов, когда проявились проблемы, вызванные коллапсом нефтяного рынка, но в течение последних кварталов он продемонстрировал позитивную динамику.

К сожалению, стратегия Путина предусматривает только оборону, но не наступление. Он предпринимает меры для обеспечения экономической стабильности, особенно в тех сферах, где эти шаги способствуют укреплению его позиций в области национальной независимости, но не экономического роста.

В аналитических обзорах Всемирного Банка позиция России существенно поднялась, но московские менеджеры объясняют это в основном косметическими изменениями, сделанными по рекомендации консультантов, нанятых Кремлем для улучшения международного имиджа страны. Инвестиции, составляющие главный источник роста в развивающихся экономиках, остаются анемичными.

Даже политика в сфере трудовых ресурсов, похоже, отражает националистический курс. Безработица лишь немного возросла, несмотря на рецессию, отчасти потому что треть россиян работают в государственных или принадлежащих государству компаниях, которые задействуют механизмы сохранения занятости. А сокращения персонала коснулось, похоже, в основном иностранных работников.

Экономическая трезвость Москвы заключается в том, что главные помощники Путина, похоже, хорошо осознают степень сложности положения. Они отмечают, что экономический рост начал замедляться задолго до падения нефтяных цен, так что проблема заключается не только в нефти. Они не пытаются оспорить консенсус-прогнозы, согласно которым в течение ближайшего времени экономика страны не будет расти быстрее чем на 2 процента в год.

Первая надежда связана с тем, что экономика России оживится, если будут сняты санкции, наложенные после вмешательства в украинский кризис, однако, в этом отношении прогресс пока незначителен. Еще одна надежда возлагается на то, что выборы 2018 года приведут к появлению реформатора на посту премьер-министра, хотя, впрочем, этим чаяниям уже много лет. Долгосрочные перспективы относительно экономического роста в России не улучшатся без более активных реформ. Однако сегодня Путин заслуживает одобрения хотя бы за успешную оборонительную стратегию.

Автор: Ручир Шарма, главный специалист по международной стратегии американской компании Morgan Stanley Investment Management

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий