Экономика России показала наименьший спад с момента скатывания в рецессию в начале прошлого года — благодаря промышленности и сельскому хозяйству, показавшим, помимо нефти, наибольший ежеквартальный прирост с 2009 года, укрепив позиции крупнейшего в мире экспортёра энергоносителей.
Валовой внутренний продукт сократился на 0,6 процента во втором квартале по сравнению с прошлым годом после снижения на 1,2 процента в предыдущие три месяца, сообщается в опубликованном в четверг ежемесячном отчёте на сайте Министерства экономики. Федеральная служба статистики опубликует свои первые оценки в следующем месяце. По данным министерства, ВВП в июне упал на 0,5 процента по сравнению с прошлым годом и впервые с февраля месяца начал выравниваться на сезонных колебаниях.
Подпись к изображению: Замедление рецессии российской экономики
«Промышленное производство, транспорт и сельское хозяйство стали главными факторами замедления спада, — говорится в сообщении министерства. — Негативное влияние продолжают оказывать строительство и розничные продажи».
Экономика находится в самой продолжительной за почти два десятилетия рецессии после того, как низкие цены на нефть больно ударили по финансовой системе, что заставило сократить правительственные расходы и ввести свободный курс рубля. Хотя Международный валютный фонд прогнозирует рост ВВП в 2017 году на 1 процент, президент Владимир Путин предупредил, что экономика будет стагнировать в районе нуля, если не появятся новые драйвера роста.
Глава Центрального банка РФ Эльвира Набиуллина прогнозирует рост на целых 2 процента в среднесрочной перспективе, призывая к проведению структурных реформ и принятию мер по улучшению делового климата для ускорения экономики. Банк России рассматривает вопрос с процентными ставками в пятницу после первого за год снижения в прошлом месяце. Большинство опрошенных Bloomberg экономистов полагает, что они останутся на уровне 10,5 процента.
Рубль укрепился на 4,8 процента по отношению к доллару во втором квартале после 10-процентного прироста в течение последних трёх месяцев, отыграв самое большое падение — на 20 процентов — в прошлом году. Ослабления курса будет недостаточно для поддержания экономики без принятия более широких мер, считают в МВФ.