Китайская «одна дорога, один путь» на сближение с Москвой

Cover_road

Когда арбитражный суд в Гааге единогласно принял сторону Филиппин по их иску против Пекина относительно его претензий на контроль в Южно-Китайском море, это вызвало у китайского руководства очередной взрыв негодования.

На самом деле, как и предсказывали пессимисты, непримиримая позиция Китая по вопросу о Южно-Китайском море уже нанесла существенный урон его положению в мире, и теперь будет представлять собой еще более значительный риск его интересам безопасности в долгосрочной перспективе. В сочетании с экономическими трудностями, выражающимися в волатильности финансового рынка, оттоком капитала и проблемными кредитами, взрыв долгового пузыря в Китае является лишь вопросом времени. Хотя ВВП Китая неожиданно вырос в первом квартале нынешнего года, эти статистические данные, похоже, были переоценены по политическим мотивам, а порой стали результатом прямых манипуляций. Если сопоставить все вышесказанное, можно предположить, что Китай ожидает довольно мрачное будущее, которое, в отсутствие реальных союзников в регионе, чревато беспрецедентным экономическим спадом.

Впрочем, такой сценарий, возможно, является существенным преувеличением. У Пекина имеется несколько «тузов в рукаве», главным из которых является выдвинутая Си Цзиньпином инициатива «Один пояс, один путь». OBOR может оказаться не только спасательным кругом, который облегчит экономические трудности Китая, но также средством урегулирования политической напряженности в регионе и укрепления внешних связей Пекина, в том числе с Россией.

Основной целью этого проекта является стимулирование экономического развития бедных внутренних регионов Китая за счет контрактов с крупными государственными предприятиями в инфраструктурной, энергетической и производственной сферах.

В ходе своего визита в Узбекистан, Си Цзиньпин заявил, что Шелковый путь 21 столетия активно развивается, и сообщил, что объем взаимной торговли Китая со странами, присоединившимися к инициативе, превысил в прошлом году 1 триллион долларов, в то время как китайские компании за тот же период инвестировали в их экономику около 15 миллиардов долларов. Впрочем, западные эксперты подчеркивают, что это пока лишь жалкие крохи по сравнению с 4 триллионами долларов инвестиций, которые Пекин обещал пролить «золотым дождем» на 40 стран, объединенным его великим торговым путем.

Долгосрочные проекты, подобные OBOR, являются как почвой для дипломатических усилий, так и способом укрепить позицию страны в мировой экономике и ее роль в силовом балансе. Пекин видит себя главным игроком в масштабной сети торговых связей, простирающейся от слаборазвитой Центральной Азии до Центральной Европы. Учитывая 900 официальных соглашений на общую сумму около 890 миллиардов долларов, грандиозный эффект в сфере торговли и инвестиций во всей Евразии вполне мог бы на самом деле изменить лицо заметной части мировой экономики.

Китайская программа инвестиций в страны OBOR поможет остаться на плаву его крупным государственным предприятиям, модернизировать производственный потенциал страны, а также достичь уровня благосостояния, соответствующего провозглашенной КПК цели превратить Китай к 2020 году в «умеренно процветающее общество». И наконец, проект OBOR может помочь Китаю усилить свое глобальное влияние и нейтрализовать риски, связанные с американским «разворотом к Азии» и неудачами в Южно-Китайском море.

Исходя из этой геополитической перспективы, не следует упускать роль OBOR в укреплении китайско-российских отношений. В докладе, опубликованном в прошлом году, различные российские эксперты утверждали, что взаимосвязь между российским проектом, Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС) и китайской инициативой «Один пояс, один путь» (OBOR) «создаст необходимые условия для глубокого взаимопроникновения и интеграции ЕАЭС и «Экономического пояса Шелкового Пути». В докладе также говорится, что «с экономической точки зрения между двумя этими форматами не существует никаких противоречий — напротив, они взаимно дополняют друг друга. Этот доклад стал свидетельством того, что традиционный скептицизм российского руководства относительно китайской инициативы, возможно, постепенно сменяется растущим стратегическим оптимизмом. Россия проявляет все большую активность в этом направлении, и вследствие этого китайско-российские отношения получают дополнительный стимул к укреплению.

Хотя, вероятно, нет ничего удивительного в том, что российские и китайские СМИ рисуют двусторонние отношения в позитивном свете, не является случайным совпадением и тот факт, что лидеры России и Китая выразили свое стремление к укреплению двусторонних связей. Россия, традиционно обладающая значительным влиянием в небольших странах Центральной Азии, составляющих «опорные колонны» инициативы OBOR, важна для Китая в этом регионе, поскольку ее сотрудничество с Китаем является критически важным условием успеха проекта «Шелкового Пути».

Хотя всемирную известность получили лишь отдельные события, подобные 400-миллиардной газовой сделке, заключенной между Владимиром Путиным и Си Цзиньпином в 2014 году, отношения между двумя лидерами зашли значительно дальше. Автомобильное ралли-марафон «Шелковый Путь» от Москвы до Пеккина, общей длиной в 10 тысяч километров, спонсируемое в нынешнем  году российским «Газпромом» и китайским автопроизводителем BAIC, вполне  можно назвать геополитическим свершением, направленным на «создание надежного моста дружбы между Россией и Китаем».

На экономическом фронте Китай осуществляет финансирование проекта высокоскоростной железной дороги между Москвой и Казанью, стоимостью около 21 миллиард долларов. Этот проект, как ожидается, станет первым участком будущей 153-миллиардной магистрали от Москвы до Пекина. В ходе июньского визита в Пекин, Путин подписал 58 деловых инициатив на общую сумму в 50 миллиардов долларов, в том числе сделку по продаже пакетов акций в нескольких российских проектах китайским компаниям, контракт о поставках нефти, а также соглашение о совместных инвестициях в нефтехимические инициативы в России. Кроме того, продолжаются переговоры о крупных инвестиционных проектах, таких как строительство 70-километровой «гиперпетли», сверхскоростной железнодорожной магистрали для грузовых поездов на воздушной подушке, вдоль тихоокеанского побережья, которая свяжет российский порт Зарубино с китайской провинцией Цзилинь.

Точно так же, как Россия обращает свой взгляд на Восток с целью найти средства для выхода из экономического спада, вызванного западными санкциями, введенными из-за присоединения Крыма, Китай сегодня с надеждой смотрит на запад, поскольку в Азии его международные связи ухудшаются. Хотя проект OBOR пока находится в стадии  разработки, судя по всему, он будет важной частью усилий обеих стран по укреплению двусторонних отношений.


1 балл2 балл3 балла4 балла5 балла (1 голосов, среднее: 5,00 из 5)
Loading...Loading...

Понравилась статья?
Поделись с друзьями!

x

Приглашаем к сотрудничеству всех, кто хочет попробовать свои силы в переводе. Пишите.
Система Orphus: Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter Система Orphus



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *