До своего председательства в организации АТЭС (азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество) в 2012 году и саммита АТЭС во Владивостоке Россия не относилась к наиболее активным игрокам в регионе Восточной Азии. Скорее можно сказать, что ей не удавалось найти для себя достойное место в сети региональных институтов, таких как форумы АТЭС и АСЕАН, Азиатско-европейское совещание (АЗЕС), и Восточно-Азиатский саммит.
Третий саммит АСЕАН-Россия, состоявшийся в Сочи в 2016 году, продемонстрировал новый импульс развития связей между Россией и региональными многонациональными структурами. Дальнейшее взаимодействие в рамках азиатско-тихоокеанского многостороннего сотрудничества потребует более содержательных шагов и потенциально способно столкнуться с вызовами, как внутренними, так и внешними.
Россия традиционно уделяла гораздо больше внимания своим двусторонним связам с отдельными южно-азиатскими странами, в 1990-х – с Японией, а затем с Китаем, чем с многонациональными структурами этого региона. На протяжении последних пятнадцати лет Россия была сфокусирована в основном на Шанхайской Организации Сотрудничества (ШОС), которую она вместе с Китаем и четырьмя центрально-азиатскими странами учредила в 2001 году, а также на так называемых шестисторонних переговорах по урегулированию ядерной проблемы Северной Кореи. Обе эти организации занимаются преимущественно вопросами безопасности.
Что же касается иных восточноазиатских региональных институтов, Россия в 1994 году вступила в региональный форум АСЕАН, а в 1996 году вошла в число «партнеров по диалогу» этой организации, и присоединилась к АТЭС в 1997 году. Следующей вехой развития связей между Россией и региональными структурами Восточной Азии стал 2010 год: Россия одновременно вступила в АЗЕС и Восточно-Азиатский саммит. Впрочем, несмотря на появившиеся ожидания, что Москва возьмет на себя более активную роль в восточноазиатских многосторонних структурах после 2010 года, российское присутствие в регионе оставалось скорее символическим.
Одной из причин незначительной вовлеченности России в восточно-азиатское региональное сотрудничество являлся тот факт, что она не вписывалась в систему восточно-азиатского регионализма, что определялось главным образом спецификой этого сотрудничества. На протяжении 1980-х и 1990-х годов в регионе наблюдался подъем экономической интеграции вследствие взаимного проникновения производственных сетей и соглашений о торговых преференциях, ни в одном из которых Россия не участвовала.
Российское руководство видело простой путь активизации своего участия в региональном сотрудничестве: путем официального вступления в региональные организации. В результате, политическое участие России в многонациональных процессах стало более заметным, но экономические проявления ее присутствия этом регионе оставались несущественными. Это привело к тому, что ряд региональных игроков, в основном членов АСЕАН, стали высказывать критику в связи с ослаблением связей с Россией.
Саммит АТЭС 2012 года во Владивостоке стал первым крупным шагом России в направлении ликвидации разрыва между своим политическим статусом и уровнем экономического участия в жизни региона. Следует отметить, что Россия доказала свою способность играть ключевую роль в региональном экономическом сотрудничестве, предложив новые подходы в тот момент, когда организация АТЭС, казалось, переживала упадок.
Россия предложила АТЭС идею усиления взаимодействия путем снятия барьеров, не только для торговых отношений, но также для перемещения людей и развития инфраструктуры бизнеса. Эта идея была позитивно встречена главами таких стран АТЭС как Индонезия, Китай и Филиппины.
Саммит АСЕАН-Россия 2016 года в Сочи был направлен на усиление другого элемента связей России с региональными многосторонними институтами. В отличие от предыдущих саммитов АСЕАН-Россия, которые проходили в странах АСЕАН, первый – в Куала-Лумпуре в 2005 году и второй – в Ханое в 2010-м, на этот раз Россия пригласила лидеров АСЕАН и взяла на себя основную роль в этом процессе. Саммит принял так называемую Сочинскую декларацию и комплексный план действий по развитию сотрудничества между АСЕАН и Россией до 2020 года.
Россия также предложила идею экономического партнерства между АСЕАН, ШОС и Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС), возглавляемым Россией интеграционным проектом. Еще одной из недавних инициатив стал Восточный экономический форум, ежегодная встреча деловых кругов России и восточно-азиатских стран, который начал проходить во Владивостоке с 2015 года и целью которого является привлечение внимания к этой части России со стороны восточно-азиатского бизнеса.
За исключением упомянутых событий, Россия по-прежнему сталкивается с несколькими структурными вызовами на пути укрепления своих позиций в системе регионального сотрудничества. Впрочем, некоторые позитивные шаги уже налицо.
Например, специальные режимы безвизового въезда для бизнесменов во Владивосток, а также на Территории опережающего развития в других частях Дальнего Востока делают этот слаборазвитый российский регион более привлекательным для отечественных и иностранных инвесторов. Впрочем, России еще предстоит много сделать для создания здесь бизнес-климата и экономических условий, сравнимых с обстановкой в странах-партнерах России по региональному сотрудничеству.
В международном плане, России необходимо найти путь гармонизации своего евразийского интеграционного проекта ЕАЭС с китайским видением дальнейшего развития региона, воплощенном в инициативе «Один пояс, один путь». Россия также должна найти способ добиться лучшей координации с Китаем в региональных институтах, где Пекину принадлежит доминирующая позиция, не допуская при этом охлаждения отношений с другими партнерами, такими как страны АСЕАН.
Впрочем, гораздо более серьезный вызов для активизации участия России в региональном сотрудничестве в Восточной Азии исходит от возглавляемой Америкой системы безопасности, а также ее либерализационных проектов, таких как Транс-Тихоокеанское партнерство. Эти факторы оттесняют многих региональных игроков, включая Россию, и обесценивают уже созданные региональные структуры, такие как АТЭС. Задача России сегодня состоит в том, чтобы найти остроумные и эффективные ответы на эти вызовы.