Станет ли кончина Ислама Каримова испытанием для российско-китайских отношений

karimov_kremlin_photo

Ислам Каримов, бессменный лидер Узбекистана с 1989 года, официально был объявлен умершим после нескольких дней противоречивых слухов и догадок. Образовавшийся вакуум власти и активная борьба за лидерство, по мнению аналитиков, станут индикатором истинной природы противоречивого российско-китайского альянса.

На фоне попытки переворота в Турции, взрыва у китайского посольства в Кыргызстане и дезинтеграционных процессов в Европе,  возникло много слухов о растущем влиянии автократической Евразии и закате демократического Запада. Пекин и Москва, по мнению многих наблюдателей, сотрудничают в целях систематического противодействия Вашингтону и его союзникам. Некоторые последние события породили массу спекуляций вокруг этого якобы антидемократического союза: русские использовали иранскую военную авиабазу для нанесения бомбовых ударов по сирийским повстанцам, появились неясные слухи о намерении Турции предоставить свои объекты для российской авиации, при этом кремлевские информационные источники активно пропагандируют будущий российско-китайский военный альянс.

Военная мощь Москвы в Центральной Азии довольно значительна, но экономический вес Пекина в регионе едва ли не более важен. На фоне кончины Ислама Каримова, Китай вполне может укрепить свое влияние в Узбекистане, несмотря на то, что это противоречит  интересам России. Впрочем, возможно, Пекину и Москве удастся преодолеть разногласия, тем самым насолить Вашингтону и использовать смену власти в Узбекистане к своей обоюдной выгоде. Становление новой власти в Узбекистане может стать лакмусовой бумажкой для проверки эффективности предполагаемых российско-китайских политических интриг Узбекистане.

Вашингтон будет по-прежнему брюзжать о жестоком и кровавом наследии Каримова, убийстве политических оппонентов, похищениях диссидентов и доставке их трупов семьям и прочем, но перемены в ближайшем будущем маловероятны. Многие будут оказывать давление на Белый Дом с целью вмешательства под флагом защиты прав человека. Однако, по мнению экспертов, Соединенные Штаты должны выдержать этот напор и в течение определенного времени продолжать играть роль пассивного наблюдателя. Попытки поучать Пекин и Москву привели бы лишь к ужесточению их позиций.

Россия в большей или меньшей степени доминирует в Центральной Азии как минимум в течение последних полутора веков. Ислам Каримов был назначен лидером Узбекистана в поздний советский период. После распада СССР Москва стремилась сохранить свое влияние в Центральной Азии. Каковы бы ни были ее мотивы – создание буферной зоны между Россией и явно укрепляющимся Китаем, престиж, связанный с обладанием «сферой влияния» или обеспокоенность распространением радикального исламизма – Россия была и остается ключевым игроком в этом регионе.

Хотя Соединенные Штаты предпринимали вялые попытки сформировать отношения со странами Центральной Азии, единственной заслуживающей внимания альтернативой России является Китай. Учитывая ориентацию политики Пекина, а Центральная Азия является ключевым звеном в его инициативе «Один пояс, один путь», китайское влияние в этих бывших советских республиках, по всей видимости, многократно возрастет. В экономическом отношении это уже произошло. Туркменские нефть и газ в изобилии поступают в Китай, пересекая на своем пути Казахстан и Узбекистан. Поскольку значительная часть его энергетических нужд связана с Центральной Азией, Пекин очень боится дестабилизации региона. Россия и Китай, безусловно, имеют более высокие ставки в этой игре, чем Вашингтон.

Для Китая и России было бы благоразумно и предусмотрительно использовать смерть Каримова в качестве повода для укрепления связей. Эти две страны очень много сделали в последние годы для демонстрации своих дружественных взаимоотношений. Всего два месяца назад китайский президент Си Цзиьпин в очередной раз подтвердил, что страны являются «друзьями навек». Однако их зарождающийся «роман» далек от безоблачности. После введения санкций из-за Крыма, китайские инвестиции в Россию сократились, что весьма огорчило кремлевских руководителей, ожидавших, что Пекин поможет компенсировать экономические потери.

Таким образом, можно заключить, что хотя Россия и Китай придерживаются общих позиций по большинству международных проблем, нередко Китай проводит политику защиты своих интересов в ущерб России. Так, например, две страны подписали в прошлом году соглашение о неприменении кибер-атак в отношении друг друга, тогда как в том же году количество подобных атак со стороны Китая возросло почти втрое. Несмотря на это, Москва и Пекин планируют продемонстрировать свою солидарность в Южно-Китайском море в ходе совместных военно-морских учений в ближайшие недели.

Несмотря на периодические «приливы и отливы» в двусторонних отношениях, Китай и Россия, скорее всего, будут предпринимать совместные усилия для обеспечения стабильности в Узбекистане. Учитывая тот факт, что «Исламское Государство» (группировка ДАИШ) все еще действует в Ираке, Сирии и других местах, возникновение нового халифата в Центральной Азии не отвечает интересам ни одной из сторон. Лидеры Центральной Азии охотно используют угрозу, исходящую от ДАИШ, в качестве инструмента для усиления своей власти. Москва и Пекин, по всей вероятности, будут применять ту же тактику для подавления инакомыслия и поддержания порядка.

Сохранение стабильности в Центральной Азии может помочь осознанию общих целей и сближению национальных приоритетов Китая и России. По мнению аналитиков, Соединенным Штатам разумнее было бы оставаться в качестве пристального наблюдателя за событиями в Узбекистане.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий