Некоторые официальные лица в США считают, что российские спецслужбы шпионили за представителями Демократической партии и перехватывали электронные письма, посланные председателю Национального комитета Демократической партии (DNC) Дебби Вассерман Шульц. Ещё в июле эти документы были опубликованы на сайте Wikileaks.
Если правительство России (предположительно по приказу Путина) взламывало почту руководства демократов из желания повлиять на исход президентской гонки в США, то что с точки зрения федерального правительства может явиться адекватным ответом на эту хакерскую атаку? К чему может привести такая уязвимость от иностранного влияния во внутренних делах Америки?
Исторические хроники полны случаев, когда Россия и других страны пытались продвигать свои интересы путём вмешательства в американскую политику. Такого рода злонамеренные действия были особенно распространены во времена холодной войны в 50-х и 60-х годах прошлого века.
Рассматривая хакерскую атаку на DNC в контексте отношений США и России, можно отметить, что в их истории было много попыток вмешательства в политические дела друг друга — это восходит ещё к 18-му веку, когда Екатерина Великая косвенно помогла американским колонистам выиграть войну за независимость. Можно выделить три эпизода американо-российского иностранного вмешательства. В некоторых случаях последствия иностранного вмешательства были минимальны; в других они, возможно, изменили ход истории.
В 1996 году предвыборной кампанией Бориса Ельцина тайно руководили три американских политтехнолога — Джо Шумейт (эксперт по анализу данных), Джордж Гортон (который позже стал руководителем предвыборной кампании Арнольда Шварценеггера) и Дик Дреснер (политический консультант, участвовавший в губернаторских и президентских кампаниях Билла Клинтона). Шумейт, Гортон и Дреснер дали эксклюзивное интервью Time в 1996 году о своей роли в победе Ельцина. Их рассказ лёг в основу фильма 2003 года «Раскручивая Бориса» (Spinning Boris).
Во время второй мировой войны с 1940 по 1941 год британская служба внешней разведки МИ-6 помогала президенту Рузвельту получить поддержку в обществе для вступления США в войну. В интересах Рузвельта английские шпионы распространяли негативные слухи о Чарльзе Линдберге, который, будучи известной фигурой, являлся ярым сторонником изоляционистского движения в США под названием «Америка прежде всего». Британские шпионы прослушивали линии связи иностранных посольств в Вашингтоне и давали деньги сторонникам военной интервенции.
Большинство политических историков признают, что в ночь перед президентскими выборами в 1968 году Ричард Никсон в сговоре с правительством Южного Вьетнама продлил войну во Вьетнаме. Дело в том, что помощники Никсона опасались, что Линдон Джонсон попытается ускорить мирные переговоры с Вьетнамом, чтобы помочь победить на выборах кандидату от демократов Хьюберту Хамфри. Из рассекреченных документов понятно, что видная республиканская активистка Анна Ченно тайно поддерживала контакты с вьетнамским руководством в Сайгоне. Документы показывают, что Ченно убеждала южно-вьетнамского лидера Нгуена Ван Тиу, что лучше иметь дело с Никсоном, чем с Линдоном Джонсоном. Поэтому правительство Вьетнама стало затягивать переговоры с США, помогая Никсону выиграть выборы и продлевая кровопролитную войну, утверждают историки.
Взлом почты DNC «может иметь серьёзные последствия для внешней политики», написал в твиттере Эдвард Сноуден в июле, особенно если подобные операции будут нацелены на политические выборы в США или в союзных государствах в будущем.
И всё же, если эти исторические эпизоды могут чему-то научить, то ясно, что Россия и США имеют традиционные интересы в достижении определённых результатов в чужих политических выборах. Как сказал недавно Дженнифер Уилсон в интервью The Guardian, «грязная политика не имеет национальности».