Около недели спустя после того, как Ислам Каримов, бессменно руководивший Узбекистаном с советских времен, был официально объявлен умершим, парламент страны во вторник назначил исполняющим обязанности президента премьер-министра Шавката Мирзиёева. Этот шаг стал свидетельством растущего консенсуса среди правящих элит Узбекистана относительно преемственности власти.
Мирзиёев, занимавший пост главы правительства с 2003 года, считался фаворитом среди кандидатов на должность преемника Каримова, последнего лидера советской эпохи и единственного президента страны, и его назначение временно исполняющим обязанности президента указывает на то, что Мирзиёев будет стремиться сделать свой статус постоянным. Во время грандиозных похорон Каримова государственное телевидение показало запись, на которой Мирзиёев вступал в должность, включая организацию массовых мероприятий и его общение с присутствовавшими на них иностранными высокими гостями, а также встречу с российским президентом Владимиром Путиным, посетившим Узбекистан во вторник.
Согласно конституции, лидер Сената Нигматулла Юлдашев должен был занимать эту временную должность в течение трех месяцев вплоть до выборов, однако он, согласно сообщениям, отказался. В соответствии с заявлением, опубликованным на официальном вебсайте узбекского правительства, Юлдашев не принял должность в ходе заседания парламента и обратился к законодателям с просьбой назначить вместо себя премьер-министра, поскольку тот обладает «многолетним опытом руководства». По мнению аналитиков, это говорит о растущем закулисном влиянии Мирзиёева.
В качестве исполняющего обязанности президента и вероятного преемника Каримова, Мирзиёев должен будет решать массу проблем, стоящих перед Узбекистаном, включая стагнацию экономики, массовую миграцию и угрозу исламского экстремизма. Однако, наиболее сложной и ответственной задачей Мирзиёева может стать выстраивание сложных и порой острых отношений Узбекистана с такими крупными державами как Россия, Соединенные Штаты Америки и Китай, а также центрально-азиатскими соседями, Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном и Туркменистаном, в условиях борьбы за влияние между Москвой, Пекином и Вашингтоном.
«Россия в значительно большей степени заинтересована в Центральной Азии, чем любое иное государство», заявил в интервью журналу «Foreign Policy» директор Международного республиканского института по проблемам Евразии Бахти Нишанов. «Китайцы считают ее экономически важным регионом, а американцы хотят стабильности, но для России она практически составляет часть национального самосознания».
Мирзиёев уже имел теплую встречу с Путиным. В ходе своего визита, Путин пообещал Узбекистану поддержку и заявил, что Россия являлась ближайшим союзником Каримова, добавив, что Мирзиёев также может рассчитывать на поддержку Москвы, как одного из «самых верных друзей». Между Кремлем и Исламом Каримовым существовали сложные, порой напряженные отношения в течение 25 лет после распада Советского Союза. В 1990-х годах Ташкент опасался бывшего патрона в лице Москвы и стремился укрепить свою независимость, а впоследствии даже превратился в сомнительного союзника Соединенных Штатов в их глобальной войне с терроризмом.
Каримов был весьма эффективным лидером, которому удалось сформировать и отстоять независимость своей страны», считает эксперт по Центральной Азии в Фонде Карнеги за международный мир Пол Стронски. «Трудно сказать, сумеет ли его преемник сохранить независимость Узбекистана, как от России, так и от Запада».
Отношения Узбекистана с Америкой также характеризовались взлетами и падениями. Тесные связи между ними были закреплены доступом США к авиабазе, которая использовалась для доставки материалов и персонала для военных операций в Афганистане. Эти отношения разрушились после жесткой критики со стороны Вашингтона в связи с андижанской бойней, когда узбекские силы безопасности в 2005 году убили многих безоружных участников протестов. После этого инцидента, Ташкент потребовал от США покинуть эту авиабазу в Узбекистане, а Путин быстро восстановил свои теплые отношения с Каримовым и с тех пор всегда старался угодить Ташкенту.
Тем не менее, именно Китай остается крупнейшим экономическим игроком в Центральной Азии. Пекин осуществляет масштабные инвестиции в регион для продвижения своего проекта «Один пояс, один путь», представляющего собой версию Шелкового пути 21 столетия и призванного связать Китай с Европой через страны Центральной Азии. Однако, хотя он является важной экономической силой, до сих пор Пекин сдерживался от выполнения более серьезной политической роли в регионе. Соединенные Штаты, тем временем, значительно сократили свое присутствие в Центральной Азии после свертывания операций в Афганистане и закрытии американских авиабаз в Узбекистане и соседнем Кыргызстане.
Москва же, напротив, стремительно укрепляет свое влияние в Центральной Азии с помощью таких региональных организаций как Организация договора о коллективной безопасности, военный блок во главе с Россией, в который входят также Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан, а также Евразийского экономического союза, к которому присоединились Казахстан и Кыргызстан. Узбекистан до сих пор отказывался от членства в этих организациях, несмотря на настойчивые просьбы Путина, и от того, пойдет ли Мирзиёев на более тесные связи с Россией, будет в значительной степени зависеть дальнейшая политическая судьба Узбекистана.
«Русские играют долгосрочную игру в Центральной Азии», сказал Нишанов. «Мирзиёев безусловно является предпочтительным кандидатом для Кремля, поскольку он является продуктом нынешней системы».
Отношения с центрально-азиатскими соседями Узбекистана также будут серьезной проблемой для Мирзиёева в ближайшие месяцы. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев и президент Кыргызстана Албазбек Атамбаев пропустили церемонию похорон Каримова в древнем Самарканде, некогда лежавшем на Великом Шелковом Пути. Назарбаев и Каримов соперничали между собой за лидерство в регионе. Казахстан, в основном благодаря своему нефтяному изобилию, оказался богатейшей страной в Центральной Азии, что породило соперничество между двумя автократическими лидерами. Отношения Узбекистана с Кырхызстаном были еще более сложными, поскольку Каримов несколько раз перекрывал поставки природного газа своему соседу, чтобы заставить кыргызстанскую верхушку отказаться от политики, которая ему не нравилась. Например, узбекский лидер требовал, чтобы бывший президент Кыргызстана Аскар Акаев прекратил демократические реформы, которые он проводил, под угрозой прекращения поставки энергоносителей.
По мнению Пола Стронски, от того, как следующий президент Узбекистана решит строить отношения с другими странами Центральной Азии, во многом будет зависеть его положение в стране и укрепление его власти. «Каким образом следующий лидер будет укреплять свою легитимность? Он может захотеть начать для этого войну с одним из соседей или войти в конфронтацию, чтобы настоять на своем», считает аналитик.