Структура академической системы в России вредит высшему образованию и развитию науки

Российские университеты не смогут быть конкурентоспособными на международном уровне до тех пор, как академическая наука и медицинские исследования будут вестись за пределами университетов в специализированных академиях.

7c3e

 

В этом твёрдо убеждён научный сотрудник и директор-основатель Центра международного высшего образования при Бостонском колледже Филипп Альтбах, который сказал, что отделение науки и медицины от университетов «лишает» их средств для научной работы и «тормозит» междисциплинарные исследования.

По его словам, последние имеют «особую важность», так как будущее научно-исследовательской работы во многих областях «зависит от междисциплинарного подхода».

В России университеты традиционно фокусируются на преподавании и им выделяются скромные бюджеты на науку, в то время как вся научная работа и исследования в научно-образовательной медицине ведутся в отдельных учреждениях, принадлежащих Российской академии наук и Министерству здравоохранения, сказал он.

В своей статье «Два главных препятствия на пути совершенствования российского академического образования», опубликованной в журнале International Higher Education, профессор Альтбах пишет: «Хотя в России есть выдающиеся традиции академической науки, есть много талантливых учёных, а также государственная поддержка, позволяющие встать в ряд лучших мировых исследовательских университетов, существует два основных структурных препятствия на пути к успеху — традиционное отделение «академической науки» и «медицинских исследований» от университетов и возложение этих задач на специализированные академии.

«Помимо этого есть много других проблем, но эти два структурных изъяна глубоко укоренились в российской академической системе, и без их изменения российские вузы никогда не будут в полной мере конкурентоспособными на международном уровне».

Он добавил, что существующая в стране система высшего образования привела к тому, что «стареющая академическая наука отрезала себя от молодого поколения учёных», дистанцируясь от университетов.

«Ущерб для российской науки по-прежнему весьма значительный», —  сказал он.

Правительство России выделяет значительные средства на модернизацию лучших университетов, чтобы они могли конкурировать с мировыми научно-исследовательскими учреждениями, и поставлена цель, чтобы пять из них вошли в топ-100 в мировых рейтингах к 2020 году в рамках проекта 5-100. Но профессор Альтбах сказал, что амбициозные планы попасть в верхние строчки мирового рейтинга высших учебных заведений «не будут выполнены без решения этих ключевых организационных проблем».

Он добавил, что внедрение в существующих институтах «совершенно иных традиций и организационных моделей» не поможет решению проблемы.

«Необходимы новые творческие идеи относительно того, как связать различные виды учреждений и различные подходы с наукой и исследованиями», — сказал он.

Эксперт отметил, что изменения, возможно, уже начались, так как прежний министр образования и науки Дмитрий Ливанов «разработал новый федеральный закон, который заменит существующие правила, повышая роль университетской науки и исследований — относительно Российской академии наук — и сокращая бюрократизм в регулировании научной деятельности, являющийся очень серьёзной проблемой для высшего образования».

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий