Положение России в американской политике раньше было (относительно) простым. Чем яростнее доказываешь свою правоту, тем сильнее боишься хитрости русского Ивана. Чем сильнее абстрагируешься от этой навязчивой идеи, тем глубже закрадывается сомнение, что Красная Угроза не более чем «страшилка на ночь».
Теперь ситуация усложнилась. От Республиканской партии за последние 15 лет был только один президент, настойчиво требовавший от Путина «душевных» отношений… за ним последовали два кандидата, занявших относительно России хищническую позицию… и, наконец, выставлена кандидатура Дональда Трампа, прощупывающего слабые места Путина и обещающего сближение с его режимом.
Демократы же за этот период преодолели путь от смешной абракадабры Джорджа Буша младшего о Путине… к смехотворному же описанию России как главного геополитического противника Америки Миттом Ромни… и к блуждающим вокруг Трампа слухам о нем как об агенте российского влияния, которые кажутся взятыми из правого периодического издания где-то 1955 года.
Эта неразбериха отражает разброд в рядах партий, но она в некоторой степени оправдывает себя. Американцы должны бы посомневаться и обдумать свои отношения с Россией, а партии – предпринять попытку рассмотрения вопроса с различных точек зрения, потому что в целом не ясно, в чем действительно заключается американский национальный интерес.
В основе этой неуверенности лежит тот факт, что ни Соединенные Штаты, ни Россия не кажутся четко ориентированными, как это должно было бы быть. Во время холодной войны США (главным образом) поддерживали статус-кво, подавляя конкурентов, плетя интриги и поддерживая подлецов из боязни чего-то худшего, а русские наводили свои порядки, продвигая революционные настроения от Гаваны до Ханоя. Тогда, в начале 2000-х, державы как будто поменялись местами: При Джордже Буше младшем Америка была революционной властью, проповедуя либерализм и демократию, в то время как Россия была показателем стабильности другом сильных личностей.
Сегодня наблюдается сплошная путаница. Пока Вашингтон наводил порядки на Ближнем Востоке в продолжение Арабской весны и ее последствий, Москва не теряла времени и прагматично трудилась, изыскивая способы защитить ответственных за все это бесов. В то же время Путин начал проводить собственные ревизии, ощутив американскую слабость и ища способы дестабилизировать установленные Западом порядки.
Но развитие событий на Ближнем Востоке, где американская великая стратегия, по сути, потерпела неудачу, повлекши за собой смену ряда противников и конкурентов, настроивших фокус для новой холодной войны. Преимущественный интерес американцев в Сирии и где бы то ни было – отнюдь не сдерживание российской экспансии, как это было несколько десятилетий назад. В приоритет возводится подавление джихадского терроризма, прекращение потока беженцев, восстановление некоторого подобия порядка, и во всех этих начинаниях американцам требуется поиск путей сотрудничества с Москвой, если они надеются прийти какому-либо практическому результату.
Основной вопрос, который должны обсудить Республиканская и Демократическая партии, насколько прав был Ромни в своих утверждениях. Россия, безусловно, стала более опасным геополитическим конкурентом США, чем была четыре года назад. Но самой ли страшной потенциальной угрозой Америке является Россия с политикой Путина и его реваншистскими стремлениями? Страшнее, чем Аль-Каида, ИГИЛ и их последователи? Страшнее, чем более богатая, сильная и властная Китайская Республика?
Признать, что все они представляют опасность, было бы недостаточно: государственные деятели должны расставить приоритеты, которые на сегодняшний день не имеют четких границ во времени и пространстве.
Если прошедшие четыре года действительно представляли собой увертюру к холодной войне №2, то принципы поведения США на Ближнем Востоке и в Азии нуждаются в повторном перекраивании для победы Штатов в новой подковерной борьбе с Москвой.
Если Пекин, в конечном счете, более важный конкурент, чем Москва, если охват и запросы Китая представляют большую угрозу, чем Путин, тогда американцам необходимо сбросить напор и проявить осторожность по отношению к России.
Дональд Трамп, с его преувеличенной любовью к бандитской политике Путина, не подходит для решения этой проблемы. Но как подсказывает практика, его безумные поступки должны послужить уроком для следующего поколения лидеров.
ну и в чём проблема то? проблема не ясна — самое время начать ядерную войну