Россия расширяет своё влияние в Арктике и в скором времени привлечёт к этому возможности международного права.
В ближайшие несколько лет, а может быть, уже этим летом, не вызывающая доверия комиссия ООН примет поворотное решение, которое изменит геополитический баланс в торговле, производстве энергоресурсов и региональной безопасности в обретающей всё большее значение части мира. Речь идёт о Комиссии ООН по границам континентального шельфа, которая была создана в рамках Конвенции ООН по морскому праву и призвана решать спорные вопросы по Арктическому региону, где Россия проявляет активность, стремительно распространяет влияние и теперь ищет международного одобрения своей деятельности.
Хотя принятие поворотного решения может затянуться ещё на три-пять лет, его последствия проявятся незамедлительно. Будучи наравне с США, Канадой, Исландией, Норвегией, Швецией, Финляндией и Данией членом Арктического совета, Россия следует продуманному и чётко сформулированному плану действий в отношении Арктики. На протяжении нескольких лет Кремль стремится осуществить дальнейшую экспансию в богатом ресурсами Арктическом регионе.
По этой причине проводятся резонансные политические акции наподобие экспедиции «Арктика-2007» с подводной установкой на хребет Ломоносова российского флага. Военные также не остаются в стороне, и правительство России вновь открыло 50 бывших советских военных баз в Арктике, а недавно в регионе прошли массовые объединённые учения с участием 80 тысяч человек.
Подобные шаги – это только начало. Российское правительство планирует разместить свои войска в Арктике на постоянной основе к 2017 году, а также разработать и поставить на вооружение дрон, специально созданный для осуществления командования и контроля над Арктическим регионом.
Её намерения ясны: Россия стремится укрепиться на больших арктических территориях. Если план удастся, под единоличным контролем России окажется огромная территория Арктики в ущерб другим странам-претендентам (прежде всего, Канаде). Также кардинально изменится геополитический баланс в торговле, производстве энергоресурсов и в военном отношении в этой приобретающей важное значение части мира, что приведёт к самой масштабной передаче собственности в истории. Подконтрольная России территория будет составлять площадь в 1,2 млн. кв. км, а Москва получит право на обладание как минимум 5 млрд. тонн нефти и газа, что выведет Россию в лидеры по объёму запасов нефти и газа. Вдобавок к этому, Россия сможет взять под свой контроль Северный морской путь, который становится жизненно важным для Азии, Европы и Северной Америки, когда тает лёд.
На настоящий день стремления России расширить влияние в Арктике не оспаривались ни политически, ни напрямую. К примеру, США мало сделали для того, чтобы заявить о своих претензиях или обозначить присутствие в Арктике. К слову, у США нет военных баз в регионе, и в их распоряжении имеется всего два ледокола, способных передвигаться в арктических условиях (в то время как Российский флот обладает 40 ледоколами). Остальные государства региона предпочитают оставаться в стороне, и лишь иногда в них проходят акции протеста.
Арктический совет не может влиять на ситуацию. В организации состоят все 8 стран Арктического региона, но её устав запрещает устраивать обсуждение вопросов безопасности и военных аспектов. С точки зрения закона, в соответствии с декларацией 2008 года, претензии на арктические природные ресурсы регулируются лишь Конвенцией ООН по морскому праву. В военном отношении, «встреча членов генштаба стран севера» — это единственный путь к обсуждению военных вопросов и безопасности в Арктическом регионе, но у этого органа нет полномочий и отработанного механизма для разрешения споров, которыми он мог бы воспользоваться.
Поэтому амбиции России по экспансии в Арктике практически никак не ограничены, и совершению её планов относительно региона ничто не препятствует. И как только комиссия ООН по границам континентального шельфа удовлетворит территориальные претензии России, Москва не только получит контроль над новыми территориями и ресурсами, но и сделает это в рамках международного права.
Вашингтон и его коллеги по Арктическому совету должны действовать словом и делом, если желают не допустить изменения расстановки сил на севере. В случае их бездействия Кремль одержит значимую геополитическую победу, что послужит фундаментом для следующего этапа российской экспансии.