Обладающий большим опытом обозреватель ежедневной турецкой газеты Hürriyet Дениз Зейрек в недавнем материале задавался вопросом, не является ли Россия неприкосновенной для Турции. Он перечислил несколько инцидентов, из-за которых Анкара могла бы раскритиковать Москву, но почему-то этого не делает.
Если вкратце, журналист отметил, что Россия в Сирии помогает главному врагу Турции – партии «Демократический союз» (PYD) и Отрядам народной самообороны (YPG). Эти организации в Анкаре считаются террористическими, они поддерживают связь с объявленной вне закона Рабочей партией Курдистана (PKK).
Зейрек многословно описал, как Россия препятствовала проведению турецкой операции «Щит Евфрата» в городах Манбидж и Африн к северо-востоку и северо-западу от Эль-Баба, который Турция очистила от боевиков ИГ в феврале.
Это нарушило планы Турции ударить по представителям YPG, удерживающим эти города.
Некоторые военные аналитики утверждают, что было сорвано достижение целей операции «Щит Евфрата». Турция открыто заявляла о намерениях предотвратить объединение курдских племён с западного и восточного берегов Евфрата.
Россия установила границу на юге Эль-Баба вдоль дороги, соединяющей Манбидж и Африн, и не желает, чтобы её пересекали турецкие военные и их союзники из Свободной сирийской армии (FSA). Это, фактически, объединило два курдских племени с восточного и западного берегов Евфрата.
Интригу в ситуацию вносит и то, что, в отличие от многих западных стран, Москва отказалась признать PKK террористической организацией, не говоря уже о PYD и YPG,.
Не так давно произошёл непреднамеренный авиаудар российских ВВС по позициям турецких войск в городе Эль-Баб, в результате которого трое турецких военнослужащих погибли, а ещё несколько получили ранения. Москва выразила сожаление по поводу этой «ошибки», но не принесла извинений. Вместо этого турецким войскам поставили в вину «несогласованность координат».
Вопросом о неприкосновенности России задаётся не только Зейрек. Интересуется этой темой и бывший пресс-секретарь Реджепа Эрдогана Акиф Беки, который так же пишет для Hürriyet.
Эрдоган ругает Европу всеми грязными словами, какие только существуют, за укрывательство террористов PKK, но в самом жёстком своём высказывании в сторону России он лишь упомянул, что Турция «выражает сожаление по поводу поддержки Россией в YPG, PYD и PKK».
Эрдоган любит обвинять Запад в ведении политики двойных стандартов. Он справедлив, но не выступает против двойных стандартов во всём, что касается России.
Несмотря на это явное противоречие, Эрдоган и его последователи на своём горьком опыте убедились, что Россия не будет действовать в интересах Турции в Сирии или где-либо ещё (Крым и Кипр, конечно, не исключение), так как её интересуют лишь собственные цели.
Военная и политическая поддержка, которую PYD получает из Москвы, всеми силами старающейся обеспечить место PYD за столом переговоров по Сирии и добиться культурной независимости для сирийских курдов в любом поселении, яркий тому пример.
Резко контрастирует с этим подобная поддержка PYD/YPG со стороны Вашингтона, которую критикуют за несколько резерваций.
В то же время, экономическое эмбарго, которому Москва подвергла Анкару после инцидента со сбитым турецкими военными российским истребителем в ноябре 2015 года, отменено не полностью, несмотря на обещания Москвы. Граждане Турции, посещающие Россию, всё ещё сталкиваются с визовыми ограничениями.
Ясно, что от Кавказа до западной части Черноморского региона, а также от Балкан до Среднего Востока Россия мало что делает в интересах Турции, но всё же остаётся для Анкары неприкосновенной.
Существует мнение, что Россия постепенно воздаёт Турции за её действия в Сирии, но Анкара находится под влиянием взбудораженного общества, в котором преобладает направленная против Запада истерия, и этого не замечает. Как бы то ни было, пока Эрдоган и Партия справедливости и развития не меняют своего мнения, а Россия сохраняет неприкосновенность.