Группа депутатов предложила значительно урезать количество рекламных блоков, транслируемых телеканалами во время показа фильмов. Законопроект, который предусматривает внесение изменений в закон «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» и статью 14 Федерального закона «О рекламе», в данный момент находится на рассмотрении Госдумы. Инициатором нового проекта стал председатель Комитета по культуре С. Говорухин, считающий нынешнюю ситуацию с рекламой варварством и нарушением авторских прав. По словам Говорухина, который является не только политиком, но и известным кинорежиссером, в нашей стране реклама грубо вклинивается в художественное произведение, и это требует защиты интеллектуальных прав создателей киноленты.
В законопроекте предлагается запретить показ рекламы в течение всего фильма, оставив рекламную паузу только в начале и в конце. При этом размер рекламного блока планируется сократить с 4 до 3 минут. Впрочем, при согласии правообладателя возможна будет лишь одна рекламная вставка длительностью не более 2 минут в середине фильма. Кроме того, создатели документа считают, что нельзя прерывать показ анонсами других телепередач или пускать бегущую строку поверх кадров. Исключение – экстренные сообщения.
Титры тоже попадут под интеллектуальную защиту
Новый проект закона рассматривает не только вопрос рекламы, но и проблему урезания и ускорения титров. Их сокращение будет возможно только в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области кинематографии, а чтобы наложить на титры музыку, потребуется разрешение владельца авторских прав на музыкальное произведение. При этом Говорухин подчеркивает, что речь идет не о запрете рекламы, а о защите авторских прав и интеллектуальной собственности создателей фильма.
Цель корректировок – остановить вторжение рекламных блоков в кино и превращение титров в мчащиеся по экрану буквы, которые невозможно прочитать. Если законопроект будет одобрен, то он вступит в силу уже осенью 2017 г., однако Говорухин уверен, что столкнется с противодействием на рассмотрении в Госдуме. Того же мнения придерживается депутат С. Боярский, который согласен с необходимостью выбора правильного времени для запуска рекламного блока, но в то же время считает, что нововведения пойдут во вред телеканалам, ведь именно реклама во многом помогает покупать право на показ фильмов.
Консультация юриста по интеллектуальной собственности
Данный проект нормативного акта достаточно неоднозначен. С точки зрения обывателя он хорош, так как реклама раздражает многих телезрителей. Многие зрители сегодня предпочитают нелегально скачивать фильмы в интернете, только чтобы посмотреть его без надоедливой рекламы, что является грубым нарушением авторских прав.
Однако резкое сокращение рекламного времени может привести и к уменьшению количества транслируемых фильмов, так как телеканалам законопроект явно невыгоден. Это, в свою очередь, тоже может привести к увеличению числа «клиентов» у онлайн-пиратов. Являясь юристом по авторскому праву, экспертом, оказывающим услуги в области защиты интеллектуальной собственности, Е. Смирнова, руководитель практики по интеллектуальной собственности / информационным технологиям адвокатского бюро «Качкин и Партнеры» , полагает, что законопроект должен пройти всестороннее рассмотрение и, вероятно, подвергнуться доработкам, чтобы найти компромисс между интересами правообладателей и рекламодателей.