Пора начинать готовиться к валютным войнам

В России проживало множество пророков, провидцев, целителей и мистиков, среди которых Елена Блаватская, Георгий Гурджиев, Матрона Московская и Вольф Мессинг. Многие из них выдержали испытание временем, о других же вспоминают не так часто. В плеяде россиян, занимающихся проблемами будущего, ярко выделяется человек, который повлиял на экономистов всего мира, но позже был расстрелян.

federal-reserve-building

Его работы долгое время пылились на полках, и тем поразительнее стала их актуальность спустя 30 лет после смерти автора. Этот человек не был мистиком, но его работы, посвящённые времени, рынкам, волнам и анализу, считаются лучшими.

Николай Дмитриевич Кондратьев (4 марта 1892 года – 17 сентября 1938 года) был российским экономистом, поддерживающим Новую экономическую политику (НЭП), которая вводила частное предпринимательство и рыночные отношения в СССР. Он известен своей теорией, согласно которой экономика развивается циклами продолжительностью 50-60 лет, а за расцветом следует кризис. Это явление получило название «Циклы Кондратьева», и о них знает любой торговец сырьём или ценными бумагами.

К сожалению, во время сталинских репрессий в 1938 году Кондратьев был расстрелян, и его работы были недоступны миру до 1970-ых годов. Сложно предположить, как бы характеризовали экономическую ситуацию последних 50 лет, если бы Кондратьев был жив и поспорил бы с Джоном Кейнсом и «кейнсианством».

Теория Кондратьева об экономических циклах утверждает, что рынок циклически развивается в течение примерно 50 лет. В начале цикла появляются дорогостоящие орудия производства и инвестирование в инфраструктуру, в результате чего создаются новые рабочие места, растут доход и появляется возможность приобретать потребительские товары.

Через несколько десятилетий доходность инвестирования становится ниже процентной ставки, и люди отказываются от инвестиций, а избыточное производство ведёт к сокращению работников, что уменьшает потребительскую активность. Безработица и долгосрочный экономический кризис сопутствуют спаду экономики. Люди и компании сохраняют ресурсы, а затем возвращается уверенность, и настаёт новый период накопления капитала, обычно характеризующийся объёмными инвестициями в новые технологии.

Сегодняшний подъём на рынке ценных бумаг черпает силы в мягкой кредитно-денежной политике центробанков по всему миру. Оптимистический настрой с 2005 по 2007 год на рынке сменился ожиданием тревоги, надвигающимся упадком и нарастающими геополитическими противоречиями. Без опаски можно предположить, что в основе самых высоких за всю историю показателей ценных бумаг лежит беспокойство и страх как знак тревоги.

Настроение инвесторов определяла неуверенность в том, что несмотря на все усилия центральных банков, количественное смягчение и ограниченные по величине ставки у них получится предотвратить «зимний» цикл Кондратьева.

Сейчас происходит финальная фаза зимнего цикла Кондратьева (2016-2021 годы), который вряд ли будет простым. Мировая экономическая активность и рынок рабочей силы пережили свой пик, риск геополитического конфликта растёт, долги развитых стран становятся неподъёмными, а реальная возможность валютных войн с целью сохранить установившиеся доли в мировой экономике может действительно спровоцировать взрыв нескольких экономических пузырей.

Среди ведущих экономистов эта идея непопулярна, но золото вполне способно вновь стать самым выгодным вложением для сохранения ресурсов, когда «зимняя волна» пройдёт мимо и обрушится на берег.

Циклы повторяются, и это увеличивает шанс предугадать будущие тенденции и получить из этого выгоду. Чем активнее центральные банки вмешиваются в естественные силы рынка, тем упорнее рынок сопротивляется.

Определённо произойдут (возможно, кардинальные) изменения, и это столь же верно, как и то, что солнце встаёт на востоке. Никакой мистики – лишь сухие цифры, обработанные при содействии Кондратьева.

 

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий