Принятое в Берлине решение не подсвечивать Бранденбургские ворота, самую известную достопримечательность города, цветами российского флага в знак солидарности после теракта в Санкт-Петербурге, спровоцировало недовольство, переходящее, по мнению критиков, в скандал.
Во время прошлых трагедий город подсвечивал Бранденбургские ворота, которые отделяли Восточный Берлин от Западного в период холодной войны, цветами флагов Франции, Турции, Великобритании и Нидерландов.
Как бы то ни было, представитель правительства Берлина заявил, что мэр города решил реагировать подобным образом лишь на атаки в «городах-партнёрах». Санкт-Петербург, где в результате теракта в метро погибло 14 человек, таковым не является.
Противники решения указывают на то, что после стрельбы в ночном клубе в Орландо (49 жертв) Бранденбургские ворота были подсвечены цветами радужного флага, а после теракта в Иерусалиме – цветами израильского флага, хотя эти города не являются партнёрами.
В ночь на среду в память о жертвах теракта в Санкт-Петербурге было погашено освещение Эйфелевой башни, а другие европейские достопримечательности освещались в обычном режиме.
Руководитель русской редакции Deutsche Welle Инго Маннтойфель отметил, что решение преуменьшило значение жертв петербуржской трагедии, в то время как правительство Германии заявляет об уважении к гражданам России даже при имеющихся разногласиях с Кремлём.
Он написал: «[У Запада] существует моральный и политический долг проявить солидарность в связи с терактом в России. Поэтому неправильно, что Бранденбургские ворота не были подсвечены цветами российского флага, это даже возмутительно».
Журналист немецкого еженедельника Stern Андреас Петцольд в твиттере назвал власти берлина «недалёкими».
Отношения Германии с Россией ухудшились после аннексирования Крыма в 2014 году и лишь усложнялись с развитием конфликта в восточной Украине и российским вмешательством в конфликт в Сирии.
Тем не менее, некоторые граждане Германии, которые до падения Берлинской стены в 1989 году жили в ГДР, изучали русский язык и посещали Советский Союз, чувствуют связь с Москвой.
Глава партии Альтернатива для Германии Фрауке Петри говорит: «Мне неприятно, что к жертвам теракта в России относятся как к людям второго сорта. Это достойно порицания с точки зрения морали и выглядит политическим дилетантством».