У России большие планы на объединённую систему ПВО в Евразии

С момента подписания странами Содружества Независимых Государств (Россия и другие 9 бывших республик СССР) договора о создании Объединённой системы противовоздушной обороны (ОС ПВО) 10 февраля 2017 года минуло 22 года.

or-38007

Изначально договор подписали 10 стран, но в наши дни его придерживаются лишь 6 из них: Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия и Таджикистан. Узбекистан, седьмое государство, не входил в Организацию договора о коллективной безопасности в период с 1999 по 2006 годы, а затем вновь покинул организацию в 2012 году, но продолжает принимать участие в объединённых учениях сил ПВО СНГ и поддерживает двустороннее сотрудничество с Москвой по вопросам ПВО.

Что касается стран, прекративших участие, то Туркменистан и Грузия завершили сотрудничество в 1997 году (в 2008 году Грузия вышла из СНГ), а Украина (как и Узбекистан, ранее поддерживал с Москвой двустороннее сотрудничество) оборвала все военные связи с Россией из-за аннексии Крыма. Несмотря на эти потери, ОС ПВО оказалась достаточно устойчивой, столкнувшись с нестабильными отношениями среди активных своих участников. Действительно, Кремль не желает отказываться от системы и строит большие планы на её будущее.

В настоящее время Москва активно занимается созданием так называемых «объединённых региональных систем ПВО» в рамках ОС ПВО. Согласно заявлениям заместителя главнокомандующего Воздушно-космическими силами РФ генерала-лейтенанта Павла Кураченко, эти объединённые региональные системы будут созданы «в Восточно-Европейском, Кавказском и Центрально-Азиатском регионах коллективной безопасности». В беседе с журналистами в апреле 2016 года Кураченко объявил, что Россия и Белоруссия завершили формирование первой объединённой системы этого типа в Восточноевропейском регионе. Соглашения о создании двух других объединённых региональных систем ПВО на Кавказе и в Центральной Азии были подписаны с Казахстаном и Арменией в 2013 и 2015 годах соответственно. Сейчас ведутся переговоры об установке подобных систем с Кыргызстаном и Таджикистаном.

Для России более тесное взаимодействие с сетью систем ПВО партнёров (с помощью создания объединённых региональных систем) предоставит её собственным силам больше возможностей на организацию ответных мер, благодаря более раннему получению информации об угрозах. Кроме того, Россия получает возможность координировать действия и управлять объединёнными силами. Тем не менее, существуют серьёзные сомнения по поводу того, будут ли подобные системы установлены в ближайшем будущем, так как военно-воздушные силы и войска ПВО в большинстве стран-участниц СНГ находятся в плачевном состоянии.

Следует признать, что Армения, Белоруссия и Казахстан за последнее десятилетие добились значительного прогресса, связанного с войсками ПВО, по большей части приобретая у России более совершенные ракеты системы «земля-воздух». Тем не менее, с учётом ограниченного военного бюджета стран, эти приобретения были сделаны во многом благодаря возможностям (и желанию) Москвы предоставить системы по сниженным ценам. К примеру, в 2015-2016 годах Кремль передал б/у зенитно-ракетные комплексы С-300ПС Казахстану (5 дивизионов) и Белоруссии (4 дивизиона) бесплатно (хотя затраты на ремонт вооружения вынуждена была взять на себя Астана и, возможно, Минск). Специальные финансовые условия позволили Белоруссии и Армении обзавестись несколькими новыми системами малой дальности Тор-М2Э и средней дальности Бук-М2 соответственно.

Если Москва не будет предоставлять скидки и далее, Астана, Минск и Ереван вряд ли смогут приобрести так нужные им современные системы «земля-воздух» средней дальности. Действительно, все трое ранее выказали заинтересованность в приобретении российского ЗРК С-400 «Триумф». Тем не менее, Москва отказывается поставлять «Триумф» по низкой цене, а вместо этого предпочитает организовать поставку системы в Китай, который способен полностью оплатить вооружение. Кремль практически завершил подписание контракта с Индией по продаже 4 или 5 дивизионов С-400, поставку которых планируют начать в 2020 году. И всё же, с учётом того, что оборонная промышленность России не готова справиться с растущим спросом на С-400, поставки могут быть отложены, а даже если кому-либо из участников ОС ПВО удастся заключить договор на поставку С-400 по сниженной цене, Москва сможет поставить систему не ранее 2020 года.

Без комплексов большой дальности наподобие «Триумфа» способность участников ОС ПВО справиться с существующими и вновь появляющимися угрозами очень ограничена. Это особенно заметно в условиях концепции воздушно-космической обороны СНГ, которая, как сообщает пресс-служба Минобороны Казахстана, была создана из-за потребности в совершенствовании ОС ПВО стран СНГ до уровня обеспечения обороны в случае «не только воздушного, но и воздушно-космического нападения».

Соглашения о создании объединённых региональных систем ПВО и более близкое сотрудничество в сфере воздушно-космической обороны позволит Кремлю оказывать большее давление на партнёров при обсуждении размещения российских войск ПВО на их территориях (с целью компенсировать их неспособность выполнить обязательства безопасности).

В течение нескольких лет в Кремле надеялись, что Белоруссия согласиться разместить на своей территории российскую авиабазу (так как истребители Белоруссии устарели и слабо оснащены, что не позволяет им выполнять требования соглашения об ОС ПВО). Президент Белоруссии Александр Лукашенко, несмотря на это, не поддаётся давлению Москвы. В результате Россия, видимо, выведет с 61 авиабазы вблизи Барановичей истребители Су-27СМ и, осознав отсутствие другого выхода, скорее всего, снабдит Минск многоцелевыми истребителями Су-30СМ (возможно, даже по крайне низкой цене).

Следует отметить, что Москва поставляет упомянутые выше истребители и в Казахстан. Эта страна получила первую партию из четырёх Су-30СМ в апреле 2015 года, а затем – ещё два истребителя в декабре 2016 года. Решение Астаны приобрести Су-30СМ с большой вероятностью было основано на нежелании испытывать давление со стороны Москвы, которая бы настаивала на размещении российских войск на территории Казахстана. Действительно, в Казахстане многие настроены скептически по отношению к интеграции с Россией в рамках объединённой региональной системы ПВО, так как не уверены в её пользе для интересов безопасности страны. Правительство Казахстана даже старается ограничить уровень контроля над своими системами ПВО, который Россия может получить, и вынуждает Москву к размещению командного пункта объединённой системы ПВО в Алма-Ате, при этом руководить им будет казахстанский военный (Армения и Белоруссия также выступили с подобными заявлениями). Кроме того, Астана стремится снизить свою зависимость от Москвы в сферах поставки оружия и тренировки войск, но тем не менее, решив участвовать в создании объединённой региональной системы ПВО, Казахстан неизбежно укрепил связь с Россией. Как в августе 2016 года отмечал Russian Analytical Digest, сотрудничество России и Казахстана в рамках системы ПВО значительно усложнит присутствие западных защитных систем в высокочувствительном секторе обороны Казахстана.

Российский оборонно-промышленный комплекс всё большее внимание уделяет воздушно-космической защите, и ОС ПВО превращается в эффективный политический и военный инструмент Москвы. Ограниченные возможности партнёров России в рамках противовоздушной обороны (и гораздо меньшие – в рамках противоракетной обороны) послужат препятствием на пути к созданию действенной объединённой региональной системы ПВО и задержат создание ОС ПВО, которая направлена на отражение воздушно-космических атак. Несмотря на это, обсуждение соглашений по этому поводу позволяет Москве сохранить присутствие российских систем вооружения на территориях стран ОС ПВО, а также получить законный рычаг давления на партнёров, чтобы склонить их к размещению дополнительных российских систем противовоздушной и противоракетной обороны на своих землях. Даже если у партнёров России получится найти способ улучшить свои возможности и/или устоять под давлением Москвы, интеграция и более близкое сотрудничество в рамках ОС ПВО всё же выльется в зависимость от Москвы в вопросах поставки нового оборудования и обучения войск. В любом случае Москва остаётся в выигрыше.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий