Забудьте о Google, Uber, Amazon и Spotify. В России бал правит Яндекс

В России правит не Google, Uber, Spotify или Amazon. Главный в России – Яндекс. Этой компании принадлежит 64 процента всего онлайн-поиска в стране, а также, как утверждается, 61 процент рекламного интернет-рынка. Сервисом для покупок в сети Яндекс.Маркет ежемесячно пользуются 19 млн. человек, а 60 процентов всех московских поездок в такси не обходится без Яндекс.Такси. Крупные компании из Кремниевой долины пытаются как-то выжить, а Яндекс тем временем процветает.

Подпись к изображению: Основатель и генеральный директор компании Яндекс Аркадий Волож
810

Так в чём же его секрет? «Мы себя называем транслокальной компанией», — говорит проживающий в Москве сооснователь и генеральный директор Яндекс Аркадий Волож, который запустил сервис в 1997 году («На год раньше Google, поэтому мы не следуем за ними»). Странное слово «транслокальный» отображает иной подход к бизнесу: Яндекс выбирает рынки, где конкурируют слабые компании и создаёт свои альтернативные предложения. За последние годы компания расширилась в Украине, Казахстане, Белоруссии и Турции. Россия для Яндекс остаётся главным приоритетом, и закономерно возникает вопрос об отношениях компании с российским правительством.

«У меня нет проблем  с государством, — говорит 53-летний Волож. — Точно так же, как нет проблем и с погодой. Что случится, если пойдёт дождь? Мне нужно будет создать сервис, чтобы избежать дождя». Однако в то же время всё более склоняющееся к авторитаризму и изоляционизму российское правительство влияет на дела компании Яндекс.

В октябре 2016 года что-то странное начало твориться рядом с Красной площадью. Игроки в Pokemon Go или туристы, которые с помощью GPS пытались сориентироваться на переполненных автомобилями улицах столицы, внезапно были «телепортированы» в аэропорт Внуково в 29 км от их действительного положения. Как сообщает Яндекс, Кремль тайно блокирует сигнал GPS, что создаёт проблемы водителям сервиса Яндекс.Такси. Но Волож ничего особенного в этом не видит. «Они защищаются от дронов или чего-либо другого, — пожимает он плечами. — Не знаю, зачем они это делают, но у них имеются свои интересы».

Временами эти интересы касаются Яндекса напрямую. В апреле 2014 года президент России Владимир Путин заявил, что интернет – это «проект ЦРУ» и намекнул, что зарубежная разведка контролирует Яндекс. «Да, наши акции тогда упали на 20 процентов», — говорит Волож. Он объяснил, что недовольство Путина было вызвано многонациональностью совета директоров Яндекса (там присутствуют американцы, швейцарцы и голландцы). «Не думаю, что нас контролируют. Надеюсь, что это не так», — полушутя продолжает он, а затем озвучивает длинный список западных спецслужб, которые, и он в этом уверен, не контролируют компанию Яндекс.

Технологический сектор в России борется за своё существование, и успех компании Яндекс на этом фоне резко выделяется. В мае 2011 года Яндекс осуществил первичное публичное размещение (IPO) в Нью-Йорке, выручив 1,3 млрд. долларов, и это стало крупнейшим IPO с момента прихода Google в 2004 году. В июне 2014 года компания была зарегистрирована на Московской бирже, а в последние годы открыла представительства в Китае, Франции, Германии, Нидерландах, Швейцарии и Турции. Волож объясняет, что такое активное международное продвижение частично оберегает Яндекс от непостоянства российского рынка и указывает на то, что продукты компании могут быть популярны и за пределами России. «Да, правительство России существует и преследует свои интересы. Основываясь на которых, мы преследуем свои», — говорит он.

Волож родился в 1964 году в Казахской ССР в городе Атырау на восточном побережье Каспийского моря. Во второй половине 80-ых годов он занимался компьютерной наукой. «Я получал опыт и образование в старой советской системе и должен был стать профессором в компьютерной сфере, но в одну минуту всё поменялось», — рассказывает Волож, расположившись на диване в лондонском офисе. Он приехал на интервью из Парижа, где запускал систему навигации от Яндекс. Он не повышает голос и часто смеётся. Раздражает ли его, когда Яндекс называют российским Google? «Самую малость», — признаёт он. Но сравнение уместно. Яндекс и Google всегда боролись за один и тот же рынок.

«Пятнадцать лет назад, когда Сергей [Брин, основатель Google] и я были в Москве, мы были друзьями. Два стартапа», — вспоминает Волож. В те времена они работали над поисковыми движками, а затем их соперничество перешло на другие территории. «В 2007 году Сергей был в Москве. Возился с телефоном», — говорит Волож. Год спустя была запущена ОС Android, что осложнило жизнь компании Яндекс. Владельцы большинства Android-устройств в России пользуются Google: компании Google принадлежит 60 процентов поиска на Android. Россияне всё чаще предпочитают смартфоны настольным компьютерам, у 60 процентов населения имеются мобильные устройства, и к 2021 году эта цифра может достичь 86 процентов – лидерство Яндекс под угрозой.

Несмотря на заверения Воложа, местные компании начинают выигрывать от российского изоляционизма. Как и в Евросоюзе, в России правоохранительные органы изучают уровень контроля и возможности, которыми обладает Android. В Европе разбирательство продвигается медленно, а в России по жалобе Яндекс Федеральная антимонопольная служба оштрафовала Google на 438 млн. рублей и обязала компанию снизить давление на производителей Android-устройств. Волож отрицает, что это произошло благодаря государственной поддержке российских фирм. «Этот процесс от нас не зависит. В равных условиях мы честно завладеем своей долей рынка», — настаивает он.

Вмешательства другого рода вызывают больше проблем. В ноябре 2016 года в России была заблокирована сеть LinkedIn из-за того, что не смогла обеспечить необходимое по закону хранение данных внутри страны. В обоих случаях пострадали зарубежные компании, а местный бизнес от этого выиграл. «В современном мире, когда все против всех, а люди стремятся действовать по отдельности, сложно быть международной компанией, — говорит Волож. -Но в происходящем мы не заинтересованы, да и вины нашей в этом нет».

Сейчас государственные интересы России и использование технологий для достижения целей влияют на ситуацию. В декабре 2016 года разведка США пришла к выводу, что Россия вмешалась в президентские выборы, чтобы помочь Дональду Трампу победить. Пропаганда и фейковые новости выходят на первый план, и Волож признаёт, что у России в этом смысле большое преимущество. «Мы бы знали», — говорит он, упоминая о роли российской пропаганды. «Брексит и выборы не комментируем, — продолжает он со смехом. — Добро пожаловать в клуб».

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

2 Replies to “Забудьте о Google, Uber, Amazon и Spotify. В России бал правит Яндекс

Добавить комментарий