Перед тем, как принять участие в мартовском Международном арктическом форуме, Владимир Путин посетил Землю Франца-Иосифа, чтобы оценить качество очистки, которая проходит на арктическом архипелаге. В рамках стартовавшей несколько лет назад масштабной программы по очистке с этих территорий вывозится 10 тысяч тонн старых нефтяных бочек и другого мусора ещё советской эпохи.
Эта работа и контроль над ней со стороны Путина часто упоминаются российскими чиновниками, которые выступают на форумах по защите окружающей среды. Так Россия стремится показать зарубежным участникам форумов, что амбициозные планы России по экономическому развитию Арктики будут выполняться с соблюдением жёстких требований экологической безопасности. В конце концов, в России 2017 год объявлен Годом экологии.
Особого желания дискутировать на тему ни у кого не возникало, а многих специалистов тянуло уйти с конференции. Тем не менее, некоторые защитники природы присоединились к обсуждению. Среди них был и эксперт Гринпис по энергетике Владимир Чупров, который рассказал о ежегодных огромных утечках нефти из-за старых и плохо обслуживаемых российских трубопроводов.
Он отметил, что по подсчётам правительства России каждый год проливается приблизительно 1,5 миллиона тонн нефти. Это примерно 10 миллионов баррелей, что в два раза превышает объём нефти, разлившейся в результате взрыва нефтяной платформы BP Deepwater Horizon в Мексиканском заливе. Также, по словам Чупрова, это в 30 раз превышает объёмы пролитой нефти, которые заявлены в официальных отчётах российских нефтяных компаний.
Большинство утечек происходит на суше. Но в правительстве России считают, что примерно 300-500 тысяч тонн нефти ежегодно попадает в арктические реки и в океан.
По словам Чупрова, этого можно было бы избежать, если бы нефтяные компании тратили бы больше денег на обновление и замену старых трубопроводов: «Компаниям требуется потратить 10 процентов дохода, чтобы исправить ситуацию, но они этого не делают».
Чупров считает, что частично этому способствуют «полные лазеек» российские законы, связанные с разливом нефти и другими видами загрязнения природы. В его отчёте сказано, что компании обязаны очистить территорию загрязнения, но работы проводятся непоследовательно и не полностью. К российским компаниям не применяются такие штрафы, которые коснулись BP после взрыва на Deepwater Horizon, и в результате они не стремятся предотвратить утечку.
Внесение поправок в законодательство, тем не менее, не было основной темой обсуждения. Вместо этого участники обсудили добровольное соблюдение предложенных некоторыми промышленными компаниями правил, которые призваны сохранить природу: к примеру, не использовать тяжёлые грузовики в хрупкой тундре.
«Если законодательной базы не существует, или она не работает, нужно определить стандарт, который нам поможет», — заявил Чупров на конференции. В интервью Arctic Deeply он объяснил, что новые более жёсткие законы о защите окружающей среды не могут стать решением, так как подобные изменения в России ещё долго не заработают.
«В России законодательство никого не волнует, — говорит Чупров. – В законах много неоднозначных моментов. Конечно, законы можно улучшить, но это будет слишком долго. Десятки лет понадобятся для того, чтобы искоренить все неточности. Пока компании будут пытаться изменить подход и научатся соблюдать закон, успеет смениться не одно поколение. Стандарт – это более короткий путь. Он не будет обязывать всех, но будет принят быстрее. Мы сохраним время, но потеряем в тщательности».
По поводу широко освещаемых в прессе усилий по очистке Земли Франца-Иосифа Чупров заметил, что архипелаг является одной из морских заповедных зон России, которые были определены с целью защитить полярных медведей и морских животных. Хотя Путин на аналогичной арктической конференции 2013 года заявил, что российские морские заповедные зоны в Арктике будут «значительно расширены», по данным Гринпис, за последние 4 года они сократились на 12 процентов. Морские территории вблизи Земли Франца-Иосифа площадью примерно в 9,9 миллионов акров потеряли статус заповедных и перешли в ведение нефтяного гиганта Роснефть, который контролируется государством. Нечто подобное произошло с морской заповедной зоной вблизи острова Врангеля, которая считалась заповедником и входила во Всемирное наследие ЮНЕСКО.
Добыча нефти и газа в российской Арктике ведётся на территориях, площадь которых приблизительно в 6 раз превышает площадь заповедных зон, как сообщает Гринпис. Это снижает эффективность защиты, к примеру, полярных медведей, которые, по словам Чупрова, «о границах не подозревают».
«Стратегии по добыче нефти и охране животных противоречат друг другу, — сказал он. – И в этом случае нефтяная и газовая индустрия оказывается важнее. А не экология, о которой мы здесь слышим так много».
Джон Томпсон, журналист Arctic Deeply
Опять болтовня без конкретных фактов. Где были утечки, какой объём и т.д? Гринпис это белые каски в Сирии.