Источник перевод для mixednews – molten
19.11.2011
Как люди приобретают высокий уровень мастерства в области науки, бизнеса, музыки, искусства и спорта? Этот вопрос уже давно стал предметом интенсивных дебатов в психологии.
Исследования последних десятилетий показали, что ответом является практика, много практики. В новаторском исследовании психолог Университета Флориды Андерс Эрикссон со своими коллегами попросил изучающих скрипку в музыкальной академии оценить объём времени, который они посвятили практике с тех пор, как начали играть. К 20 годам, студенты, которых преподаватели называли «лучшими», набрали в среднем свыше 10 тысяч часов практики, в сравнении с всего 8 тысячью часами у «хороших» исполнителей и менее 5 тысячами часов у наименее квалифицированных.
Так что, как показывают исследования, похоже, хорошего от великого отделяет ударный труд, а не интеллектуальные способности. Суммируя исследования Эрикссона в своей книге «Выдающиеся», Малькольм Гладуэлл пишет, что практика, «это не то, что ты делаешь, если ты хорош, а то, что делает тебя хорошим». Он добавляет, что интеллектуальная способность — черта, которую отражает коэффициент интеллекта IQ, как оказалось, не так важна. «Если у кого-то IQ около 120 баллов, то добавление дополнительных баллов маловероятно обернётся в какие-то существенные преимущества в реальном мире».
Обозреватель New York Times Девид Брукс снова заявляет об этой идее в своей книге «Социальное животное», а Джефф Колвин в своей «Талант переоценён», добавляет, что «IQ является достаточно надёжным предсказателем показателей при выполнении незнакомой ранее задачи, однако если же человек выполнял её в течение нескольких лет, в этом случае IQ мало что, либо совсем ничего не сможет предсказать о результатах работы».
Но это не совсем вся история, о которой рассказывает наука.
«Выставка А» является важной вехой изучения интеллектуально одарённой молодёжи, проведённой исследователями Университета Вандербильта Дэвидом Любински и Камиллой Бенбоу. Они со своими коллегами отслеживали образовательные и профессиональные достижения более 2000 человек, которые в рамках изысканий молодых талантов набрали достаточно очков, чтобы стать топовым одним процентом одарённой молодёжи. Замечательным выводом их исследования является то, что, по сравнению с участниками, которые составляли 99.1 процентов интеллектуальных возможностей молодёжи в 12-летнем возрасте, высоко одарённые в 3-5 раз чаще получали докторскую степень, получали патент, публиковали статью в научном журнале или публиковали литературное произведение. Высокий уровень интеллектуальных способностей дает вам огромные реальные преимущества.
В нашем собственном недавнем исследовании мы обнаружили, что «рабочей памяти», являющийся ключевым компонентом интеллектуальной способности прогнозирует успех в широком диапазоне самых разнообразных сложных видов деятельности. В одном исследовании мы оценивали привычку пианистов практиковаться, а затем выяснили объём их рабочей памяти, которая измеряется тем, сколько индивидуум сможет запомнить информации (например, список случайных цифр), выполняя какую-то другую задачу. Тогда мы просили читать части музыкальных произведений без подготовки.
Не удивительно, что выяснилась сильная положительная корреляция между привычкой практиковаться, и показателями чтения с листа. Оказалось, что объём практики, которую пианисты набрали за свою карьеру, даёт разницу почти вполовину среди всех участников. Но и объём рабочей памяти также делает существенный вклад (около 7 процентов, средний эффект). Другими словами, если взять двух пианистов с одинаковым количеством практики, но разными уровнями рабочей памяти, вероятно то, что тот, у кого показатель рабочей памяти выше, покажет значительно лучшие результаты при выполнении единожды прочитанной задачи.
Никакое из этих исследований не отрицает силу практики. Как и не говорит о том, что человеку со средним IQ невозможно, скажем, стать кандидатом наук по физике. Просто это маловероятно. Иногда истории, которые нам рассказывает наука, это совсем не то, что нам хотелось бы слышать.