Извини Маккейн, но Россия уже не «бензоколонка, замаскированная под страну»

Подпись к изображению: Председатель сенатского Комитета по делам вооруженных сил Джон Маккейн – самый громкий «антироссийский голос» в Республиканской партии
Подпись к изображению: Председатель сенатского Комитета по делам вооруженных сил Джон Маккейн – самый громкий «антироссийский голос» в Республиканской партии

Три года назад ярый ненавистник России сенатор Джон Маккейн оскорбительно отозвался об этой стране, вышедшую из эпохи советского коммунизма, назвав ее «бензоколонкой, замаскированной под страну». Впрочем, его комментарий был, по крайней мере отчасти, верным. Россия – сырьевая экономика, и доходы от экспорта нефти и газа доминируют в бюджете страны. Однако, в последнее десятилетие Россия стремится отойти от этой нефтяной зависимости. Аналитики банка Goldman Sachs полагают, что ей, наконец, это удалось.

Так что, извините, сенатор… сегодня Россия – это нечто гораздо большее, чем просто «бензоколонка».

В начале нынешнего года крупнейшая сеть магазинов игрушек «Детский мир» собрала 355 миллионов долларов в ходе первого публичного размещения акций на Московской Фондовой бирже.

Аналитики Goldman Sachs во главе с Гейдаром Мамедовым написали в отчете московского филиала от 5 июля, что российская экономика становится все более самодостаточной и все меньше зависит от цены на нефть. Goldman Sachs и его главный соперник, J.P. Morgan, стали двумя из трех компаний, заключивших большинство сделок по слиянию и поглощению (M&A) в этом году. Еще одним лидером стал банк ВТБ Капитал.

В центре внимания Министерства финансов России, перед которым стоит задача ограничения государственных расходов и повышения эффективности налоговой системы, находится идея увеличения доли не-нефтяных доходов бюджета. Это способствовало бы ослаблению зависимости экономики от цен на нефть и снижению уровня безубыточной цены на нефть для государственного бюджета. Влияние ценовых шоков на рынке нефти на внутреннюю инфляцию и обменный курс валюты должно редко уменьшиться в ближайшие годы, говорит Мамедов.

России пришлось переделать свой бюджет в 2014 году, когда разработчики исходили из средней цены на нефть на уровне 80 долларов за баррель, а вместо этого она оказалась ближе к 60 долларам. То же самое им пришлось сделать и в 2015 году, когда за основу бюджетных расчетов была взята цена нефти 60 долларов за баррель. Сокращения коснулись военных расходов, но они также ощущались в беднейших районах России, которые все еще не оправились после распада Советского Союза и череды следовавших один за другим экономических спадов.

Доходы бюджета России в первом квартале нынешнего года выросли на 30 процентов в годовом исчислении и на 10 процентов в исчислении квартал к кварталу, так что этой стране не грозит новый крах (Еще раз извините, сенатор). В этом году нефтегазовые доходы выросли на 53 процента, а доходы, не связанные с экспортом энергоносителей увеличились в годовом исчислении на 15 процентов и в квартальном – на 12 процентов. Стоит также отметить динамику неэнергетических доходов бюджета, которые растут благодаря увеличению внутреннего спроса и борьбе с уклонением от уплаты налогов.

«Бюджетное правило» Министерства финансов, которое в 2018 году должно стать официальным, требует, чтобы все дополнительные доходы, полученные от экспорта нефти при цене, превышающей 40 долларов за баррель, переводились в резервный фонд, а не использовались для наращивания расходов. Откладывая деньги вместо того, чтобы использовать их для финансирования государственных программ, Россия снижает зависимость своей экономики от нефтяных доходов, а внутренняя экономическая активность становится менее подверженной влиянию цен на нефть.

Аналитики Goldman Sachs считают, что новое бюджетное правило должно также снизить воздействие нефтяных цен на обменный курс рубля, поскольку Минфин, скорее всего, будет приобретать валюту в обмен на эти избыточные нефтяные доходы. Учитывая, что государство получает более 80 процентов от маржинального дохода энергетического сектора, эти денежные потоки будут изолировать платежный баланс от прямого воздействия колебаний цен на нефть. Таким образом, копилка будет более полной.

Последние данные показывают, что экономика России медленно восстанавливается. По мнению аналитиков Goldman Sachs, растущая конкурентоспособность отечественных товаров и услуг стимулирует экономический рост.

«Энергетика – наименее предпочтительный для нас сектор, – говорит Мамедов. – Но в глобальном энергетическом пространстве российские нефтяные компании сохраняют сильные позиции, учитывая низкие издержки, высокий остаточный денежный поток, низкий леверидж и колоссальные запасы с потенциалом роста темпов добычи.

Инвестиционный банк «Ренессанс Капитал» в Москве полагает, что иностранные инвесторы вывели с российского фондового рынка 83 миллиона долларов за пять дней, с 24 по 28 июня. Этот отток продолжается с начала февраля. Согласно данным компании EPFR Global в Кембридже, в июне он достиг трехлетнего максимума.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий