Дилемма российского нейтралитета в катарском кризисе

6724d532-6c7f-440f-aad1-28ecf53c0a95_16x9_788x442

В последний месяц обострение отношений между Катаром и Саудовской Аравией, ОАЭ, Бахрейном и Египтом привлекло внимание всего мира.

Когда министр иностранных дел Катара посетил Москву 11 июня и встретился со своим российским коллегой Сергеем Лавровым, Москва выразила уверенность в быстром урегулировании кризиса в будущем и готовность принять необходимые меры к его завершению.

Кремль 1 июля сообщил, что президент России Владимир Путин также провёл телефонный разговор с лидером Катара и подчеркнул необходимость решить проблему дипломатическим путём.

Интересно, что Россия сохраняет нейтралитет и тщательно следит за ситуацией. Правда и то, что самый важный аспект российской политики на Среднем Востоке – Сирия. Долгое время Россия поддерживает режим Башара Асада в его противостояниями с «Братьями-мусульманами» в Сирии. По мнению России, «Братья-мусульмане» представляют угрозу не только в Сирии, но также в Египте и в Ливии.

Приняв во внимание эту ситуацию, следовало бы ожидать, что Россия поддержит арабские страны во главе с Саудовской Аравией в их конфликте с Катаром, но Москва сохраняет молчание и нейтралитет по отношению к проблеме «Братьев-мусульман».

Союз с Ираном

С другой стороны, не следует забывать, что у России на Среднем Востоке есть важный политический союзник в лице Ирана и тех, кому близка баасистская идеология. Для понимания политики России на Среднем Востоке необходимо это учесть.

После холодной войны отношения России и Тегерана стали определяющим фактором в политике Москвы на Среднем Востоке. Ослабление Ирана для Москвы означает потерю одного из важнейших союзников в регионе.

Россия старается не разрывать отношения с Турцией, Саудовской Аравией, Египтом, ОАЭ, Бахрейном, Иорданией, а также с Катаром и в каком-то смысле стремится эти отношения сбалансировать. Так как Иран – союзник России, она пытается не настраивать против него арабские страны и их лидеров.

Энергетические связи

Большинство аналитиков не обращают внимания на экономические и энергетические связи между Россией и Катаром.

Из-за проблем России с Украиной, которые привели к эмбарго России, в 2016 году инвестиционный фонд Катара Qatar Investment Authority за 10 миллиардов долларов приобрёл долю в 19 процентов в российской государственной нефтяной компании «Роснефть».

В том же году Катар приобрёл 25-процентную долю в совместном предприятии немецкого холдинга Fraport и греческого холдинга Copelouzos, которое занимается управлением и развитием аэропорта «Пулково». В результате Катар стал одним из важнейших инвесторов, чем помог России пережить эмбарго и выйти из щекотливого положения.

Для России эти инвестиции имели огромное символическое и материальное значение, и отношения двух стран улучшились. По некоторым слухам, Катар даже предоставил России большие суммы денег, когда в стране был экономический кризис.

Переговоры в Астане

Также возможно, что экономическое сотрудничество между Дохой и Москвой изменило политику России по отношению к Сирии в 2016 году и повлияли на переговоры по Сирии в Астане.

В результате Катар и «Братья-мусульмане» не стали для России самым важным препятствием на Среднем Востоке, а инвестиции Катара сыграли огромную роль в урегулировании разногласий.

С другой стороны, Москва осознаёт опасность иранского вмешательства на Среднем Востоке. Возможно, заняв нейтральную позицию в конфликте между Катаром и другими арабскими странами, Россия стремится выиграть в экономическом и геополитическом отношении.

Россия может полагать, что с помощью этой стратегии укрепит своё положение, а также продвинет свои экономические и геополитические интересы в регионе.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий