Россия и Китай опережают Европу в области информационной и культурной политики

Если вести речь об активности в области осуществления кампаний в социальных сетях, а также создания культурных организаций, Россия и Китай значительно опережают Европу. В частности, Германии необходимо предпринять усилия, чтобы ликвидировать отставание.

37196776_303

Новое исследование, проведенное в Германии, показало, что Москва и Пекин вкладывают значительные деньги в информационную деятельность за рубежом и, в частности, на проведение кампаний в социальных сетях.

Это исследование, которое носит название «Германская внешняя культурная и образовательная политика в сравнительной перспективе», было представлено в прошлый вторник в Берлине Школой управления Hertie, выполнявшей заказ Министерства иностранных дел Германии.

Исследователи обнаружили, что большое количество стран по всему миру придерживаются «стратегического подхода к своей внешней культурной политике с целью достижения выгодных позиций в международной конкуренции».

В частности, Россия и Китай, «осуществляют масштабные инвестиции в развитие своих культурных институтов и зарубежных СМИ», причем Россия ведет «более агрессивную силовую политику».

Стратегия России, добавляют авторы, «все чаще характеризуется активной тактикой наращивания влияния, которая выходит за границы внешней культурной и образовательной политики».

Обострение «пропагандистских войн»

Андреас Гёрген, глава отдела культуры и коммуникаций МИД Германии, изначально подверг сомнению предположения о том, что стратегия России является более агрессивной и заявил, что фраза об «агрессивной силовой политике» не вполне соответствует «этическим нормам». Однако, он также сказал, что все страны выносят «свое конкретное видение мира» за пределы информационного «контента», который они распространяют за рубежом.

Это мировоззрение никогда не бывает «невинным», добавил он, но у Германии и других европейских стран есть определенные идеи о том, как «в обществе могут работать свободные дискуссии, и мы хотим, по крайней мере, предоставить такую возможность другим странам». «Мы считаем, что следует провести различие между правительственными средствами массовой информации и коммуникациями, которые руководствуются интересами государства, и коммуникациями в пространстве свободной прессы», – добавил Гёрген.

Это свободное медиа-пространство, пояснил он, включает основные условия функционирования, в том числе модели финансирования, которые позволяют существовать свободным СМИ, «и это именно то, что мы предлагаем, в этом заключается наш подход, и это именно то, что я готов выставить на конкурс».

Только «рынок» должен принять решение, предпочитает ли он «европейскую модель, то есть процветание за счет разнообразия мнений, или он находит более привлекательной другую модель, а именно процветание без разнообразия и инакомыслия. «Немецкая волна» (DW) является частью внешней культурной политики Германии с годовым бюджетом 335 миллионов евро.

Европа и остальной мир

В докладе отмечается, что Германия и Европейский Союз в целом конкурируют с другими странами не только в экономической и политической сферах, но также в области культуры. И в то время как на протяжении последних лет европейские инвестиции оставались приблизительно постоянными, Россия значительно увеличила вложения в борьбе за распространение своего мировоззрения за рубежом.

Предпосылки и причины кризисов и войн, как, например, украинский конфликт, по-разному представлены в разных странах, и, по словам президента берлинской Школы управления Hertie Хельмута Анхайера, Германия «еще не осознала, что мягкий фактор культуры и средств массовой информации уже превратился в твердую валюту».

Исследование, первое в своем роде, в рамках которого был проведен сравнительный анализ культурной политики, показало, что, в то время как количество западных культурных институтов, подобных германскому «Институту Гете», стоит на месте, количество институтов «Русского мира» и китайских «Институтов Конфуция» на протяжении последнего десятилетия значительно возросло.

Однако, наиболее заметного успеха Россия достигла в социальных сетях и на интернет-платформах, в особенности на таких рынках как страны арабского мира и Африки.

Например, российский международный многоязычный информационный телеканал РТ увеличил количество своих подписчиков на YouTube только на арабской платформе с пары тысяч в 2011 году до существенно более полумиллиона на настоящий момент. Эквивалентный канал «Немецкой волны» на YouTube насчитывает всего 200 тысяч подписчиков.

«Если Германия хочет сохранить свои прочные позиции, ей необходимо увеличить средства и расширить свою деятельность в геополитически «спорных» регионах, – говорится в выводах доклада. – Можно пробовать новые пути. Одной из таких возможностей является активизация европейского сотрудничества».

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий