Санкт-Петербургское метро занимает второе место в стране по пассажирскому потоку и, что часто бывает в крупных городах, не удовлетворяет транспортные потребности населения в полной мере. Некоторые специалисты сейчас оценивают ситуацию с введением новых узлов, линий и станций, как катастрофическую, хотя ведутся интенсивные работы по включению в общую транспортную сеть отдаленных районов, как уже построенных, так и планируемых к возведению.
Первые планы по развитию метро Санкт-Петербурга
Концепция расширения петербургского метрополитена разрабатывается и дополняется с 2008 года, когда планировалось возведение Фрунзенского радиуса и Красносельско-Калининской линии. Тогда в планах обозначалось открытие к 2020 году 41 новой станции, пяти депо и около 70 км новых путей. На данный момент план не выполняется, а сроки по различным причинам отодвигаются все дальше. Тем не менее, в срок был введен в эксплуатацию участок Фрунзенского радиуса от «Волковской» до «Садовой».
Новую концепцию утвердили в 2011 с перспективой до 2025 года. В ней говорилось о планах на открытие Красносельско-Каланинской линии до 2020 года. В этот же срок была поставлена задача дополнить несколькими станциями Невско-Василеостровскую ветку. Кольцевую ветку из приоритета и вовсе убрали.
Стоит отметить, что разговоры о невозможности соблюдения сроков нового плана появились практически сразу после его утверждения. В 2013 году коррективы в концепцию развития метро пришлось вносить из-за новостей об организации Чемпионата мира по футболу. Красносельско-Калининская перестала быть приоритетной (хотя по-прежнему была очень важна для общей инфраструктуры города), а на её место вышел участок от «Приморской» до «Улицы Савушкина». На неё строится станция «Новокрестовская», ведущая к стадиону «Санкт-Петербург Арена».
Перспективы на 2017-2020 годы
Наиболее близким к завершению до 2020 года сегодня выглядит завершение второй очереди Фрунзенского радиуса, которая на 6,6 км проходит от «Международной» и включает «Проспект Славы», «Дунайскую» и «Южную». Работы ведутся с 2013 года.
Примечательно, что тут впервые в Санкт-Петербурге используется способ строительства «top-down». Новым для всей страны стало возведение перегонного двупутного тоннеля механизированным методом (с помощью немецкого ТПМК Herrenknecht S-782). Комплекс успешно прошел линию от «Шушары» до «Проспекта Славы» к середине 2015 года. Сейчас ведутся работы на станциях и в технических помещениях.
Станция «Проспект Славы» — пилонная, глубокого расположения с диаметром зала в 9.8 метров, парой наклонных вестибюлей и ходов. Колонная станция «Дунайская» строится на глубине 17 м. Это четвертая станция мелкого заложения в городе и первая в РФ — воздвигаемая методом «top-down», то есть сверху-вниз.
«Шушары» или «Южная» планируется крытой наземной, аналогичной «Парнас», работающей на Московско-Петроградской ветке. Здесь будет функционировать электродепо для обслуживания Фрунзенско-Приморской линии, которая в текущих момент своего депо не имеет. Электродепо также позволит поднять число вагонов в составах данной линии до 8.
Вторая очередь Фрунзенского радиуса по плану должна быть готова в 2017-2018 годах. В ноябре 2015 года сообщалось, что работы опережают график, но власти преждевременных выводов делать не стали. Дело в том, что упор метростроительства сейчас дан на Невско-Василеостровскую линию, представляющей пбольшое значение для проведения ЧМ по футболу в 2018 году.
Красносельско-Калининская линия
Первая очередь этого пути с 5 станциями начала сооружаться в 2012 году, однако с новостями о проведении Чемпионата мира была убрана из приоритетных на неопределенных срок. Позднее говорилось об открытии первых станцию к 2020 году, но стройка сталкивается со многими трудностями, в числе которых — наличие коммерческих структур на зарезервированных под строительство площадках. В 2015 году было объявлено о запуске первого участка в 2020 году. Он включает в себя «Обводный канал 2», «Заставскую», «Броневую», «Путиловскую» и «Юго-Западную».
Невско-Василеостровская линия
Участок от «Приморской» до «Улицы Савушкина» по программе 2011 года планировался к запуску в 2016-2020 годах. Получение Россией права но проведение Мундиаля внесло свои коррективы — эта часть линии стала самой приоритетной в городе и обозначился план на запуск в мае 2018 года. Работы начались с опозданием из-за сложностей с проведением конкурса и тем, что ОАО «Метрострой» выполнило часть работ за свой счет.
К концу 2015 года, когда было завершено лишь создание искусственного намыва, появились слухи о незавершении проекта к заданному сроку. Но приехавшую из столицы комиссию город убедил в своих намерениях все закончить до начала Чемпионата мира, и проект начал выполняться, хотя у подорожал из-за инфляции на 8 миллиардов рублей. На данный момент специалисты не могут дать точного ответа на вопрос о том, успеют ли метростроевцы до начала главного футбольного события планеты.