В октябре иракские, сирийские и коалиционные силы праздновали освобождение Эр-Ракки, одного из самых важных и последних бастионов террористической группировки ДАИШ. Однако, несмотря на потерю значительной части территории своего самопровозглашенного «халифата», организация ДАИШ оказалась исключительно живучей и легко адаптировалась к новым реалиям.
Боевики ДАИШ по-прежнему способны представлять серьезную угрозу Западу по трем следующим причинам. Во-первых, отдельные лица могут продолжать совершать примитивные террористические акты за пределами зоны конфликта и объявлять, что ответственность за них берет на себя ДАИШ. Во-вторых, ряд потенциальных исполнителей ДАИШ находятся вне поля зрения служб безопасности Запада, особенно иностранные боевики, которые могут вернуться в страны своего происхождения из Ирака и Сирии. И, наконец, ДАИШ может перегруппироваться и восстановить свои силы в Африке, поскольку значительная часть континента является особенно уязвимой для терроризма.
ДАИШ все еще сохраняет влияние среди многочисленных террористических ячеек и их сторонников, в связи с чем имеется высокая вероятность, что группировка будет стремиться совершать новые террористические акты за пределами Сирии и Ирака. Тревожной тенденцией является крайняя примитивность этих терактов, в ходе которых используются самые элементарные методы. Недавнее расследование в рамках проекта борьбы с экстремизмом выявило рост использования транспортных средств в качестве орудия террористических актов. Так, за период с 2006 года произошло уже 33 автомобильных теракта, в результате которых погибли в общей сложности 186 человек и еще не менее 1034 человек получили травмы. Только в 2017 году были совершены 7 подобных террористических нападений, включая недавнюю атаку в Нью-Йорке.
Еще одним тревожным феноменом в террористической тактике является использование холодного оружия, а именно ножей. При этом издаваемый группировкой журнал Rumiyah активно призывает к широкому применению ножей и даже предлагает сторонникам советы относительно того, какие участки человеческого тела наилучшим образом подходят для удара. Это было продемонстрировано в ходе нападений в Вестминстере и на Лондонском мосту: в обоих случаях имело место нападение с ножом на невинных гражданских лиц, закончившееся смертельным исходом. Выявление, предотвращение и эффективное реагирование на подобные виды атак, вероятно, будут в обозримом будущем оставаться трудными задачами для западных лидеров и служб безопасности.
Эта задача дополнительно осложняется тем фактом, что многих потенциальных исполнителей в западных странах крайне сложно идентифицировать. Фактически, многие из них вообще не попадают в поле зрения служб безопасности. Только в Великобритании разведывательные службы МИ-5 подсчитали, что на территории страны могут находиться 23 тысячи джихадистов. По оценкам британских спецслужб, около трех тысяч человек представляют собой серьезную угрозу для граждан Великобритании и находятся под следствием или наблюдением правоохранительных органов. Остальные 20 тысяч ранее не попадали в поле зрения следственных органов или были признаны «фактором остаточного риска».
Еще одну проблему безопасности в странах Запада представляет собой возвращение боевиков. По различным оценкам, всего около 40 американцев воюют на стороне ДАИШ в Ираке и Сирии. Для сравнения, лишь в 2017 году 850 британских граждан присоединились к ДАИШ или другим джихадистским группировкам, таким как фронт Аль-Нусра. Согласно данным, опубликованным Министерством внутренних дел Британии в 2016 году, лишь один из восьми вернувшихся на родину боевиков был задержан и осужден. Возвращение боевиков, получивших хорошую подготовку, в страны их происхождения, может привести к увеличению числа террористических актов на Западе.
Если взглянуть за пределы Европы, Соединенных Штатов и Ближнего Востока, группировка ДАИШ явно извлекает для себя преимущества из сложной обстановки в странах Африки. Нищета, коррупция и неэффективное управление делают этот континент идеальным местом для безопасного прибежища, откуда группировка ДАИШ может начать свое возрождение. Она уже получила клятву в верности от организации «Боко Харам» в Нигерии, которая переименовала страну в «Исламское государство в Западной Африке». ДАИШ также учредила «Исламское государство в Большой Сахаре», воспользовавшись Африканским миграционным центром, который с тех пор взял на себя ответственность за несколько терактов в Буркина-Фасо, а также за нападение на тюрьму строгого режима на территории Нигера. Группировка в настоящее время проявляет активность в Тунисе, Ливии и Египте. Как показал опыт Ирака и Сирии, ДАИШ процветает главным образом в странах, страдающих от гражданских беспорядков, плохого управления, межрасовой напряженности и бедности.
Кроме того, на Ближнем Востоке, вакуум, оставленный боевиками ДАИШ, может сделать Сирию уязвимой для растущего влияния со стороны Ирана и группировки Хезболла. Иран уже давно помогает шиитским боевикам, участвующим в сирийской войне, предоставляя им оружие и материальную поддержку. В докладе об обстановке в стране, опубликованном в 2014 году, Соединенные Штаты обвинили силы «Кудс», специальное подразделение иранского Корпуса стражей исламской революции, в участии в нескольких разведывательных операциях на территории Сирии и Ирака, а также создании нестабильности на Ближнем Востоке.
Сирия и Ирак, независимо от того, будут ли они полностью освобождены от боевиков ДАИШ или нет, к сожалению, не избавят Запад от этой угрозы. Наиболее вероятно, что силы ДАИШ рассеются, а их сторонники будут в любой момент готовы предпринять ряд новых террористических актов или попытаются перегруппироваться и восстановить свои структуры в наиболее хрупких государствах Африки. В целом можно предсказать, что падение халифата, скорее всего, вызовет возникновение дополнительных рисков для Запада, поскольку угроза ДАИШ вряд ли сократится в обозримом будущем.