В Мурманске атомным ледоколам становится слишком тесно

Проплывая по Кольскому заливу можно своими глазами увидеть проблемы, с которыми сталкивается сегодня российский гражданский флот атомных судов. К северу от Мурманска буквально в километре от ближайшего жилого квартала, расположен объект ФГУП «Атомфлот», причалы и база обслуживания, единственная в своем роде во всем мире.

Подпись к изображениюБаза технического обслуживания «Атомфлота» в Кольском заливеatomflot_iii

Здесь гигантские ледоколы меняют отработанное ядерное топливо. Радиоактивные отходы поступают на береговое хранение, а суда готовятся к очередному плаванию, где они будут вновь прокладывать во льдах путь вдоль северного побережья Сибири.

Однако, существует серьезная проблема: причалов  становится явно недостаточно для всех ледоколов и вспомогательных судов, которые нуждаются в ремонте и обслуживании. По соображениям радиационной безопасности и в связи с потенциальной террористической угрозой, эти группы судов не могут швартоваться к другим причалам Мурманска, главного центра российского арктического судоходства.

Актуальность проблемы нехватки ремонтных площадей обсуждалась в ходе «круглого стола», состоявшегося в Мурманске на прошлой неделе.

Атомные ледоколы и транспортные суда, нуждающиеся в замене ядерного топлива уже стоят в порту борт к борту. Редко можно увидеть хоть один пустующий причал. А в следующем году ситуация обещает стать еще более острой.

К лету 2018 года первая российская плавучая атомная электростанция «Академик Ломоносов» будет отбуксирована с Санкт-Петербургского судостроительного завода на базу «Атомфлота» для испытания реакторов в течение года. Это произойдет одновременно с прибытием контейнеровоза для отработанного ядерного топлива «Россита», который будет курсировать между пришедшим в упадок хранилищем в губе Андреева и базой «Атомфлота» со старыми и высокорадиоактивными урановыми тепловыми сборками. На «Атомфлоте» имеется единственный объект для перегрузки специально разработанных контейнеров с отработанным ядерным топливом на железнодорожный транспорт.

Затем, к лету 2019 года будет принят в эксплуатацию новый ледокол класса ЛК-60Я (проект 22220), который также будет пришвартован на базе «Атомфлота». Этот ледокол под названием «Арктика» еще больше, чем нынешний крупнейший российский ледокол «50 лет Победы». Два других ледокола того же класса, «Сибирь» и «Урал» предположительно вступят в строй в 2020 и 2021 годах соответственно. Все три новых ледокола имеют длину 173 метра, что на 14 метров длиннее нынешнего рекордсмена «50 лет Победы».

Кроме того, Россия уже приняла принципиальное решение о разработке еще более крупных атомных ледоколов класса ЛК-110Я, длиной 200 метров и шириной 40 метров. Если финансирование этих проектов будет одобрено, их строительство может начаться уже в 2023 году, а ввод в эксплуатацию – еще через несколько лет.

Помимо контейнеровоза «Россита», у «Атомфлота» имеются два собственных судна для транспортировки отработанного ядерного топлива, «Лотта» и «Имандра». В прошлом месяце Санкт-Петербургское конструкторское бюро «Айсберг» выиграло тендер на разработку нового вспомогательного судна для перевозки отработанного ядерного топлива от гражданских корабельных реакторов новых моделей.

Ситуацию определенно не улучшает и то, что три старых списанных ледокола все еще стоят у причалов. Речь идет о кораблях «Россия», «Советский Союз» и «Арктика». Все они ожидают, когда судостроительная верфь «Нерпа» получит финансирование, а также найдет время и место для производства работ по полному выводу их из эксплуатации. В прошлом году старый ледокол «Сибирь» совершил свой последний рейс с базы «Атомфлота» на верфь «Нерпа», где его два реактора должны быть демонтированы и подготовлены к долгосрочному береговому хранению.

Как сообщила недавно «Российская газета», одна из причин не торопиться с выводом из эксплуатации «Арктики» заключается в том, что ледокол может быть превращен в музей, как и первый советский атомный ледокол «Ленин», который был установлен в центральной гавани Мурманска после демонтажа всех радиоактивных частей реакторов. «Арктика» была первым надводным судном в мире, достигшим Северного полюса 18 августа 1977 года.

 

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий