Аналитики Пентагона в своем докладе пришли к выводу, что Соединенные Штаты серьезно рискуют отстать в гонке, связанной с разработкой и применением искусственного интеллекта в военной сфере.
В 2014 году министр обороны США Чак Хейгел объявил, что его ведомство намерено возглавить грядущую революцию в области искусственного интеллекта в рамках пентагоновской Third Offset Strategy, «третьей стратегии противовеса». Для непосвященных, вторая стратегия противовеса была провозглашена в ответ на концентрацию обычных сил Советского Союза и его стран-сателлитов вдоль центрально-европейской границы.
Любопытно, что эта концентрация, в свою очередь, была ответом на «первую стратегию противовеса», в рамках которой Соединенные Штаты развернули в этом регионе собственные вооруженные силы. Америка не хотела достигать количественного паритета с Советами, поэтому были разработаны новые технологии, такие как средства дальнего контроля, а также новое поколение управляемых боеприпасов и суббоеприпасов, призванные обеспечить Соединенным Штатам техническое преимущество.
Хейгел хотел аналогичным образом осуществить и третью итерацию «большого скачка» в сфере американского военного потенциала, но на протяжении нескольких последних лет все чаще поступают сведения о том, что в военных технологиях с применением ИИ лидерство захватили россияне и китайцы.
Так, например, в России создаются все более мощные роботизированные системы, предназначенные для непосредственного ведения боевых действий, а Китай объявил о своем намерении к 2030 году стать «лидером и глобальным инновационным центром в области применения искусственного интеллекта». Разработки вооружений с применением ИИ ведутся и в НАТО, судя по опубликованному в среду отчету, в котором говорится, что североатлантическому альянсу необходимо готовиться к будущим военным действиям, инвестируя в искусственный интеллект.
Военные разработки на основе ИИ далеко не исчерпываются созданием солдат-роботов и вооруженных беспилотников. В своем докладе аналитическая компания Govini, связанная контрактом с правительством США, описывает возможности применения искусственного интеллекта для оказания помощи военным в оперативном принятии в боевой обстановке более адекватных решений, новые формы сотрудничества между машиной и человеком, а также новые способы, с помощью которых нейронные сети могут быстро и эффективно осуществлять анализ больших объемов данных, к которым имеют доступ военные.
Иными словами, можно заключить, что Министерство обороны США не совсем проспало революцию ИИ в военной сфере. В 2017 финансовом году расходы на ИИ, анализ больших объемов данных и облачные технологии достигли 7,4 миллиардов долларов, что почти на треть превышает сумму, выделенную на эти цели в 2012 году.
Кроме того, у Соединенных Штатов имеется еще одно преимущество перед конкурентами — частные компании. Коммерческий сектор США ежегодно тратит на развитие ИИ во много раз больше, чем Министерство обороны. Так, компания Ford в одной только сделке в феврале прошлого года израсходовала миллиард долларов, чтобы приобрести стартап, специализирующийся на разработках ИИ.
В ходе поездки в Силиконовую долину в начале нынешнего года министр обороны Джеймс Мэттис заявил, что он видит необходимость в более эффективной работе по интеграции коммерческих достижений в сфере ИИ в своем департамента. Если можно считать доклад Пентагона заслуживающим внимания источником, Мэттису и его коллегам предстоит огромная работа.