После переговоров, которые продолжались в течение 21 года, прибрежные страны Каспийского моря – Азербайджан, Иран, Казахстан, Россия и Туркменистан – готовы подписать соглашение, определяющее правовой статус моря. Сергей Лавров заявил, что на декабрьской встрече министров иностранных дел пяти стран была завершена работа над текстом конвенции о правовом статусе Каспийского моря. По словам Лаврова, президенты прибрежных стран встретятся в Астане в первой половине 2018 года для подписания документа.
Россия старается сменить тактику. Вместо того, чтобы принимать участие в сложных в плане организации пятисторонних переговорах, Владимир Путин предпочитает вести диалог или трёхсторонние встречи. Переговоры привели не только к разделу Каспийского моря, но и к тому, что Россия начала более продуктивное сотрудничество на гибких условиях с соседними странами. В основе диалога России с каждой из стран лежат общие интересы, и не всегда эти интересы разделяют все пять государств.
Прорыв после двухлетнего перерыва
Каспийское море, по сути, вовсе не море, а крупнейшее в мире бессточное озеро. Оно богато нефтью, газом и рыбой. Постоянные геополитические споры о правовом статусе моря ведутся очень давно. Государства региона могут многое потерять или приобрести благодаря соглашению.
После декабрьского успеха заместитель министра иностранных дел Азербайджана Халаф Халафов поделился информацией о решении наиболее важных проблем. Прежде всего, прибрежные страны постановили разделить море по принципу медианы. Согласно этому методу, линия раздела должна проходить на одинаковом удалении от берега. Ранее Иран не признавал принцип медианы, в то время как Россия, Азербайджан и Казахстан поделили северную часть моря с помощью этого метода.
Халафов сообщил о соглашении, посвящённом постройке подводных трубопроводов. Туркменистан боролся за право строить трубопроводы без обязательного согласия со стороны соседних государств, а Россия и Иран ранее утверждали, что до начала строительства все пять прибрежных государств должны одобрить проект. По словам Халафова, представители прибрежных стран договорились о том, что отныне для строительства трубопроводов нужно получить согласие лишь тех стран, по территории которых они проходят. К примеру, Туркменистан и Азербайджан (хотя бы теоретически) теперь могут построить транскаспийский газопровод без одобрения Ирана, России или Казахстана.
В 2007 году на саммите в Тегеране президенты прибрежных государств определили некоторые ключевые принципы безопасности региона. Стороны договорились не использовать вооружённые силы для разрешения региональных споров и не открывать границы для войск третьих сторон, которые могут проявить агрессию по отношению к соседним прибрежным государствам. В то же время, Америка планирует нанести удар по ядерным объектам Ирана.
Подписание соглашения вовсе не значит, что удалось решить все проблемы. Чтобы разделить южную часть Каспийского моря, Иран проведёт двусторонние переговоры с Азербайджаном и Туркменистаном. Кроме того, Азербайджан и Туркменистан не смогли поделить нефтяное месторождение Кяпаз (Сердар), которое расположено на границе между двумя странами. Споры о его статусе продлятся ещё несколько лет. И всё же, принцип медианы может сработать.
Новый российский подход к отношениям со странами Каспия
На фоне улучшения отношений и появления конвенции, которая во многом определяет правовой статус Каспийского моря, Путин изменил формат общения с лидерами прибрежных государств.
Президент России предпочитает разговаривать с каждым из них по отдельности. Это прослеживается в трёхсторонних переговорах между Азербайджаном, Ираном и Россией. За прошлый год лидеры этих стран встречались дважды, но в переговорах не участвовали главы Казахстана и Туркменистана.
По официальным данным, встреча в Тегеране была посвящена экономическому сотрудничеству. Однако объём торговли между Россией, Иранам и Азербайджаном минимален. Главной темой переговоров стала геополитическая обстановка и безопасность. Россия и Азербайджан заявили о поддержке Ирана и выразили одобрение по поводу работы Тегерана в рамках Совместного всеобъемлющего плана действий, который посвящён иранской ядерной программе. Это была первая встреча представителей этих стран на высочайшем уровне, которая прошла после того, как Америка ввела новые санкции против России и Северной Кореи. В этом отношении важно, что президенты России и Ирана координируют действия по вопросам Сирии, Афганистана, Йемена и Ирака. Россия наравне с Ираном испытывает давление Запада, и это сближает две страны вопреки разногласиям по сирийскому конфликту.
России удаётся поддерживать отношения и с другими странами Каспия. На полях октябрьского саммита Владимир Путин провёл встречу с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым, на которой обсуждалось происходящее в Нагорном Карабахе. Спустя всего несколько дней «Газпром» и Государственная нефтяная компания Азербайджанской Республики подписали соглашение о возобновлении поставок российского газа в Азербайджан после 11-летнего перерыва.
С появлением конвенции о правовом статусе Каспийского моря российское правительство стало использовать новую, более гибкую и открытую, стратегию в отношениях со странами Каспия. Конечно, у Москвы есть собственные интересы и задачи, поэтому об эффективности нового подхода можно будет судить лишь спустя время.