Мигранты-мусульмане добиваются успеха в России, несмотря на ксенофобию

Равшан и Джамшут – два комических персонажа, изображающие трудовых мигрантов из бывшей советской Средней Азии в необычайно популярном телешоу «Наша Раша». Их ломаный русский, вечная чумазость, рабская покорность перед славянским боссом и жалобы на неудачную сексуальную жизнь сделали эти имена нарицательными, превратив их в негативный символ отношения многих россиян к выходцам из преимущественно мусульманских регионов, население которых составляет более 60 миллионов человек.

gettyimages-803678988-e1514083265731

«Фарсовый имидж дуэта маскирует страх перед «черными», как некоторые ксенофобы называют выходцев из Центральной Азии и других мусульман, – говорит Санджар Янышев, живущий в Москве узбекский эссеист и поэт. – Их кожа темная, их культура – загадка, их присутствие в России наполняет некоторых местных жителей страхом, и кратчайший путь преодолеть этот страх – превратить его в посмешище».

«Что смешно – то уже не опасно», – заявил он в интервью телеканалу Al Jazeera.

Миллионы мигрантов из стран Центральной Азии, в основном из Узбекистана, Таджикистана и Кыргызстана, работают в России, как правило, на низкооплачиваемых «черных» работах. Они сталкиваются с повсеместной ксенофобией: около 27 процентов россиян испытывают «раздражение, неприязнь или страх» перед среднеазиатами, и почти каждый пятый россиянин полагает, что их присутствие в России должно быть ограничено, согласно результатам опроса, проведенного Левада-Центром в нынешнем июле.

Сотни мигрантов были убиты и тысячи ранены в ходе нападений ультра-националистов и скинхедов, а коррумпированные полицейские зачастую охотятся на них, вымогая деньги под угрозой задержания или депортации.

И все же некоторым выходцам из Центральной Азии удалось превзойти все ожидания. Так, например, Алишер Усманов, самый богатый олигарх в России с капиталом в 15 миллиардов долларов – этнический узбек. Сын мелкого партийного чиновника сегодня контролирует сталелитейные заводы, является совладельцем знаменитого британского футбольного клуба Arsenal, и, согласно сообщениям СМИ, человеком, очень близким к Владимиру Путину.

Узбекская певица Наргиз Закирова, обладающая мощным хрипловатым голосом с диапазоном в три октавы, с обритой головой и замысловатыми татуировками, возглавляет список самых популярных гастролирующих артистов России после оглушительного успеха в телевизионном шоу для начинающих исполнителей.

Один из самых успешных рэперов России, Джа Халиб, и кинорежиссер Тимур Бекмамбетов, поставивший некоторые из наиболее рентабельных лент в российском кинематографе, не считая фильма с Анджелиной Джоли – выходцы из Казахстана.

Космонавт Салиджан Шарипов, который провел на орбите более двухсот дней, родился на юге Кыргызстана. В ходе полета от провел серию научных экспериментов, и при этом взял с собой Коран.

В отличие от мусульман, расселяющихся в последние годы по другим странам Европы, среднеазиатские народы имеют общую культурную платформу с большинством россиян и свободно говорят на их языке. «Мы изучали этот язык еще в школе, мы знаем его с детства, и это существенно упрощает для нас адаптацию в России», – сказал корреспонденту Al Jazeera Хаким Ганиев, шеф-повар и автор самых популярных книг по узбекской кухне.

Несмотря на стереотипы, изображающие мигрантов-мусульман чернорабочими, многие выходцы из стран Центральной Азии работают в качестве инженеров-программистов, дизайнеров, врачей и ученых.

Однако, успех в России не всегда гарантирует безбедную жизнь и защищенность от ксенофобии. Азиз Бейшеналиев, этнический киргиз, изучавший китайский язык и работавший в Узбекистане, переехал в Москву в 1997 году и работал сначала курьером и грузчиком, прежде чем получил первые маленькие роли в фильмах и телесериалах.

В десятках фильмов он изображал «мусульманских террористов» (несмотря на то, что сам перешел в православие), средневековых кочевых военачальников, героев Второй мировой войны и казахского интеллектуала, который боролся за независимость Центральной Азии от России, но умер в нацистской Германии.

Однако, в 2015 году Бейшеналиев решил покинуть Россию, потому что его сын Сейтек, долговязый фанат палеонтологии с ярко выраженными азиатскими чертами лица, столкнулся с враждебным отношением и частыми проявлениями ненависти в школе.

«Я взрослый человек и способен абстрагироваться от окружения, которому не нравится моя этническая принадлежность, – сказал 46-летний Азиз в интервью Al Jazeera. – Однако, ребенку это гораздо труднее преодолеть. Он не должен быть вынужден постоянно воевать с внешним миром».

Сейтек, которому исполнилось пятнадцать, сейчас прекрасно себя чувствует в новой средней школе в Алматы, экономической столицы Казахстана, а его отец занялся кинорежиссурой и исполнением ролей в театре.

Нынешняя миграция центрально-азиатских народов – продолжение многовекового сосуществования России с мусульманами. Потомки монгольского завоевателя Чингисхана правили Золотой Ордой, средневековой сверхдержавой, которая контролировала часть южной России и Центральной Европы. Ее правители приняли ислам в XIV веке, но по мере того, как их держава распадалась, сотни представителей знати поклялись в верности Московскому княжеству. Они обратились в православное христианство и дали начало десяткам российских аристократических династий. Романист Владимир Набоков, автор прославленной «Лолиты», с гордостью заявлял, что его семья происходит от Набока, незаконного сына Чингисхана.

Русские цари покорили Среднюю Азию и Кавказ, которые ранее принадлежали персам, арабам и туркам. Стремясь оторвать советских мусульман от их этнических корней и религии, коммунистическое руководство в Москве заменило их арабский алфавит кириллицей. Этот фактор до сих пор оказывает существенное влияние на их культуру.

«Детям легко учиться здесь в школе, потому что все на кириллице», – сказал корреспонденту Al Jazeera этнический таджик по имени Пайравшо, живущий в селе Рождествено, в двухстах километрах к северо-западу от Москвы. Почти половину учеников в единственной школе этого села теперь составляют таджики.

Исход центрально-азиатских народов является отголоском порой катастрофической экономической политики СССР, которая коренным образом изменила региональную экономику и сельское хозяйство. Москва вынуждала регион сосредоточить основные усилия на выращивании хлопка, требующем большого количества воды и истощающем почву.

«Хлопок стал проклятьем для этих народов», – сказал Шухрат Ганиев, эксперт центра гуманитарных прав в одном из главных городов Узбекистана, Бухаре. Отвод основных рек региона на новые хлопковые плантации в степи и пустынях иссушил Аральское море, четвертое по величине озеро в мире, размером с такую страну как Шри-Ланка. Ирригация привела к тому, что ООН в конечном итоге назвала «крупнейшей антропогенной природной катастрофой в истории человечества», которая сегодня способствует трудовой миграции в Россию.

Москва приложила дополнительные усилия для развития промышленности в Средней Азии, однако заводы и фабрики были спроектированы как часть единой советской экономики, и распад СССР в 1991 году обвалил промышленное производство в регионе, в то время как многолетние автократы с советским мировоззрением по-прежнему пытаются контролировать экономику своих стран.

«К сожалению, мы так и не отошли от советского представления о развитии нашей экономики», – сказал Ганиев.

Центральная Азия в настоящее время сталкивается с дальнейшей деиндустриализацией из-за дешевого китайского экспорта, в то время как глобальное потепление, таяние ледников и неэффективное управление водными ресурсами могут спровоцировать войны из-за воды в этом засушливом регионе.

Заработки мигрантов позволяют выживать не только их семьям, но и странам в целом. В 2016 году, по данным Всемирного Банка, денежные переводы составили более трети ВВП Таджикистана и четвертую часть ВВП Кыргызстана.

Успех некоторых представителей центрально-азиатских народов в России возвещает о грядущей интеграции многих их соотечественников. Около 800 тысяч мигрантов получили российское гражданство и их присутствие в этой и без того многонациональной стране способствует культурному разнообразию и экономическому росту России, сказал Сергей Абашин, антрополог и исследователь миграционных процессов в Европейском Университете Санкт-Петербурга.

 

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий